Тренер ДЮСШ как субъект социально-педагогической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Спорт - это многогранное общественное явление, социальная значимость которого постоянно возрастает. Как вид социальной деятельности, спорт непрерывно развивается, растет число занимающихся, расширяется и совершенствуется система соревнований, значительно повышает интерес к спорту у молодежи. Современный уровень спортивных достижений представляет чрезвычайно высокие требования к подготовке спортсменов. Победы на международной арене достигаются в условиях жесточайшей борьбы и рассматриваются как показатель экономического и культурного уровня развития страны. Роль спортивных результатов неизбежно выявляет ряд проблем, одна из которых основная - повышение эффективности работы тренера. Решить эту проблему, только совершенствуя технологию учебно-тренировочного процесса, невозможно, ибо такой подход не обеспечивает комплексного рассмотрения деятельности тренера, которая является одним из видов управленческой деятельности. Тренер бесспорно - основная фигура в учебно-тренировочном процессе, однако в данной статье остановимся на социально - педагогических аспектах деятельности тренера. Успешное решение проблемы повышения эффективности труда тренера может быть осу-ществлено на основе использования принципов социального управления, с учетом специфики спорта.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………….……………….……………..........................3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической деятельности тренера ДЮСШ………………………………………………........7
1.1 Социальное воспитание как направление социально-педагогической деятельности……………………………………………....................................7
1.2 Социально-педагогическое сопровождение как вид социально-педагогической деятельности…………………………......................................13
1.3 Цели, задачи, функции и направления педагогической деятельности тренера ДЮСШ………………………………………………………………….17
Глава 2. Опыт социально-педагогической деятельности тренера (на примере МБОУДОД ДЮСШ №26) ………………………..……….………….22
2.1. Характеристика учреждения МБУДО ДЮСШ № 26……………...22
2.2. Основные направления социально-педагогической деятельности тренера ДЮСШ (на примере МБОУДОД ДЮСШ №26)………………........41
2.3. Опыт взаимодействия тренера с семьей воспитанника ДЮСШ (на примере МБОУДОД ДЮСШ №26)……………………………...…….............47
Заключение……………………………………………………….………..60
Список использованных источников и литературы…….……….……...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРА-ТУРЫ
1. Абульханова, М. В. Методика формирования структуры двигательных способностей с учетом индивидуальных особенностей юных борцов: автореф. дисс. канд. пед. наук / М. В. Абульханова. – Малаховка : Московская ГАФК, 2008. – 24 с.
2. Аккуин, Д. Ю. Овладение техническими действиями в спортивной борьбе на начальном этапе подготовки / Д. Ю. Акунин, А. В. Еганов, А. Ю. Сырников // Проблемы методического обеспечения физической подготовки в органах внутренних дел: матер. Всерос. науч.-метод. конф. ЧЮИ МВД России. – Челябинск : ЧЮИ, 2015. – С. 59-64.
3. Акопян, А.О. Управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах / А.О. Акопян. – Москва : Медицина и спорт. – 2005. – С. 14-15.
4. Александрова, В. А. Комплексная Оценка Координационных Способ-ностей Спортсменов / В. А. Александрова, В. В. Шиян // Спорт, чело-век, здоровье : Материалы Конгресса. – 2015. – С.114-116.
5. Алиханов, И. И. Техника вольной борьбы / И. И. Алиханов. – Москва : Академия, 2008. – 248 с.
6. Алхасов, Д. С. Ретроспективный анализ тренировочных нагрузок в системе многолетней подготовки в спортивных единоборствах / Д. С. Алхасов// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2017. №4. – С. 110-116. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-trenirovochnyh-nagruzok-v-sisteme-mnogoletney-podgotovki-v-sportivnyh-edinoborstvah (дата обращения: 31.10.2020).
7. Алхасов, Д.С. Научно-методическое обоснование системы обучения технике восточных единоборств / Д.С. Алхасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Детский тренер : журнал в журнале. – 2014. – № 1. – С. 47-48.
8. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. –Москва : Физкультура и спорт, 1987. – 327 с.
9. Афонина, И. П. Оптимизация технической подготовки единоборцев / И. П. Афонина// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2013. №1. – С.177-181. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-tehnicheskoy-podgotovki-edinobortsev (дата обращения: 01.11.2020).
10. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. –Москва : Просвещение, 2005. – 357 с.
11. Бабушкин, Г.Д. Психологическое обеспечение многолетней подготовки юных спортсменов/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, В.Н. Смоленцева // Юношеский спорт XXI века: материалы конф. / Рос. гос. академия физ. культуры. –Москва :Академ, 2002. – С. 26 - 31.
12. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
13. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / под редакцией В. П. Зинченко, 2-е издание. – Москва-Воронеж : Российская академия образования, 2004. – 405 с.
14. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – Москва : Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2010. – 350 с.
15. Благодатин, А. Б. Концепция и методология спортивной подготовки в единоборствах / А. Б. Благодатин, А. В. Плешков, А. А.Конычев // Эпоха науки. – 2019. №19. – С. 5-8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-i-metodologiya-sportivnoy-podgotovki-v-edinoborstvah (дата обращения: 31.10.2020).
16. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. – Москва : Физкультура и спорт, 1999. – 144 c.
17. Буланцов, А.М. Исследование надежности двигательного навыка выполнения техники бросков у юношей-самбистов / А.М. Буланцов, С.Е. Табаков // «Феномен педагогики Е.М. Чумакова»: материалы XI международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Чумакова Е.М. (9-10 февраля 2011 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – Москва : Академия, 2011. – С. 30–36.
18. Буланцов, А.М. Сравнение показателей технико-тактической подготовленности сборных команд России по самбо к чемпионату мира и к чемпионату Европы 2009 года / А.М. Буланцов, С.Е. Табаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 4(74). – С. 19–22.
19. Буршит, Л.М. Психофизическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста на физкультурных занятиях с использованием элементов танца /Л. М. Буршит// Уникальные исследования XXI века. – 2015. №3 (3). – С. 24-30. – URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/psihofizicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-fizkulturnyh-zanyatiyah-s-ispolzovaniem-elementov-tantsa (дата обращения: 31.10.2020).
20. Волков, Л. В. Основы детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 292 с.
21. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
22. Воробьев, В.А. Основные научно-методические направления модернизации программ многолетней подготовки юных борцов / В.А. Воробьев / В. А. Воробьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №10(56). – С.18-21.
23. Гагонин, С. Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока :автореф. дис. докт. пед. наук / С. Г. Гагонин. – Санкт-Петербург :ВОСК, 2000. – 47с.
24. Гожин, В.В. Значимость и особенности психологической подготовки юных спртсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах / В.В. Гожин, В.Л. Дементьев, С.В. Сизяев // Детский тренер. – 2005. – № 2. – С. 10-15.
25. Григорьев, О. А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки : учебное пособие / Под. общ. ред. О.А. Григорьева. – Москва : «Еврошкола», 2010. – 258 с.
Общешкольные собрания проводятся каждые полгода и представляют собой по большей части отчет о проделанной школой работе.
Самым важным в подобном типе взаимодействия являются индивиду-альные консультации. Обычно они проводятся при приеме ребенка в спор-тивную школу. Это дает возможность тренеру узнать особенности здоровья и поведения, способности, увлечения и интересы ребенка, ценности семьи и особенности семейного воспитания. Но было бы не лишним проводить по-добные беседы время от времени, что бы иметь возможность отслеживать динамику развития ребенка, его физическое и психологическое состояние. Понимать взгляды и настрой родителей в отношении занятий и проводимой тренером работы. На родительских собраниях обычно эти вопросы обсуждаются поверхностно из-за большого количества людей и ограниченного времени.
-Просветительская. Тематические консультации, конференции, лекции, родительские вечера, круглые столы.
Эта форма дает возможность обсудить какую-либо специфическую проблему. Бывают случаи, когда у нескольких семей возникает схожая про-блема, но решить и прожить ее можно только с участием единомышленни-ков. К тому же здесь, в отличие от родительских собраний, могут собираться родители совершенно из разных групп.