Органы государственного управления лесами, анализ их функции и полномочий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государственная реформа в области лесопользования, децентрализация полномочий на практике не принесли ожидаемых результатов и не повысили экономическую эффективность лесного сектора, вклад лесного фонда в ВВП страны остался на уровне 6,8%, доля российской лесной продукции на мировом рынке не превысила 8%, а модель, к сожалению, лесного хозяйства и России осталась непривлекательной для инвестиций. Ежегодно в нашей стране собирают не более 400 миллионов кубометров древесины, что в 6,8-4,0 раза меньше, чем в США, Индии и Китае. По всей стране наблюдался дисбаланс между воспроизводством и ликвидацией лесозаготовок. За последние пять лет площадь заброшенных лесов превысила площадь лесовосстановления более чем на 680 000 гектаров, в то время как площадь годовых воспроизводственных лесов составляет около 800 000 гектаров.Кроме того, существующий механизм национальной системы лесопользования в России недостаточно учитывает многомерный характер лесов.
Все вышесказанное не позволяет считать, что система управления лесным хозяйством, созданная в результате реформ последних 10 лет, способна гарантировать экологическую, экономическую и социальную безопасность страны, что негативно сказывается на росте лесного сектора в целом. Вышеприведенные пункты доказывают актуальность предмета магистерского исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Современное состояние и тенденции развития лесного комплекса Российской Федерации 9
1.2. Современная система управления лесами Российской Федерации. Функции и полномочия органов управления 11
1.3 Оценка эффективности системы государственного управления лесами 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ 25
2.1. Система государственного управления лесами Республики Карелия 25
2.2 Анализ деятельности региональных государственных органов управления лесами в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и использования лесов 31
2.3 Анализ показателей эффективности осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти Республики Карелия 47
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ 51
3.1 Цели и целевые установки государственного управления лесами РФ 51
3.2 Основные проблемы и риски, влияющие на эффективность системы государственного управления лесами РФ 55
3.3 Целевые показатели повышения эффективности государственного управления лесами РФ 60
ГЛАВА 4. МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ 65
4.1 Структурно-функциональный анализ государственного управления лесами на основе системы сбалансированных показателей 65
4.2 Разработка сбалансированной системы показателей для оценки эффективности лечения 72
4.3 Оценка эффективности государственного управления лесами Республики Карелия по предлагаемой методике структурно-функционального анализа государственного управления лесами на основе системы сбалансированных показателей 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Башков А. Использование средств визуализации в задачах мониторинга инфраструктуры электронного правительства / А. Башков // 26- я Международная конференция (GraphiCon2016), Россия, Нижний Новгород, 19-23 сентября 2016 г. 26th International Conference (GraphiCon2016), Russia, Nizhny Novgorod, September 19-23, 2016, с.506-509.
2. Баяндина Е.Д. Государственное управление лесами на уровне региона: возможности и ограничения/ Е.Д. Баяндина, А.Л. Каменев. // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 2. - С.193-204.
3. Безрукова Т.Л. Концептуальные положения обеспечения эффективного использования лесных ресурсов / Т.Л. Безрукова, И.С. Зиновьева. //Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - № 6. - С. 28-35.
4. Борисова М.С. Универсальность и специфичность форм выражения систем сбалансированных показателей в различных стратегиях хозяйствующих субъектов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2018. № 2 (74). С. 142-145.
5. Брезинская Л.В. К вопросу совершенствования системы управления лесами/ Л.В. Брезинская, Е.Е. Моисеева, В.В. Тарасова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1-2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=19813 (09.04.2018).
6. Бунимович И.Д. Подход к разработке стратегии развития региональной инновационной системы на основе системы сбалансированных показателей / И.Д, Бунимович / Управление устойчивым развитием. - 2019. - No3. - С. 18 - 24.
7. Гарбузова Т.Г. Устойчивое управление лесами как действенный инструмент сохранения лесного биоразнообразия / Т.Г. Гарбузова // В сборнике: Леса России: политика, промышленность, наука, образование Материалы третьей международной научно-технической конференции. Под редакцией В.М. Гедьо. 2018. С. 270-273.
8. Добролюбова Е.И. Оценка результативности и эффективности переданных полномочий / Е.И. Добролюбова // ЦТГУ ИПЭИ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. -2018. - 49 с.
9. Ильин В.А. Основы построения экономической организации лесного хозяйства РФ// В.А. Ильин // ЛесПромИнформ. - 2017. - №2 (124). - С. 20-30.
10. Ильин В. А. Патология лесного законодательства / В. А. Ильин. // Лесное хозяйство. - 2015. - N 3. - С. 3-9.
11. Ильин В.А. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления / В.А. Ильин, А.И. Поварова // Экономика региона. 2014. №3.
Цели совершенствования управления лесным хозяйством могут быть определены в трех сценариях: инерционном, базовом и стратегическом. Инерционный сценарий предполагает отсутствие или частичную реализацию отраслевых инвестиционных проектов и мер государственной поддержки лесного комплекса. В инерционном сценарии меры по снижению рисков не были реализованы, что не позволило реализовать экспортный потенциал лесного комплекса. Что касается лесного хозяйства в инерционном сценарии, то уровень финансирования мероприятий по развитию лесного хозяйства поддерживается за счет средств федерального государственного бюджета в запланированном объеме финансирования из федерального бюджета на 2018 год и бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не более 5% от средств, предусмотренных федеральным бюджетом. Развитие лесной промышленности будет обеспечиваться инвесторами в рамках существующей системы отношений в отрасли, используя только существующие и запланированные на 2017 год федеральные и региональные меры поддержки.