Особенности эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа
Введение
В современном мире в условиях непрерывного развития общества все больше возрастают требования к системе образования, к качеству подготовки профессионалов и конечно к уровню сформированности у них профессионально-значимых ха-рактеристик, которые несомненно в значи¬тель¬ной степени закладываются на этапе профессиональной подготовки.
Стремительно меняющиеся политические, социально-экономические условия развития общества без сомнения актуализируют проблему развития личностно-профессиональных качеств студентов разных ступеней образования и, в том числе, их эмоционального интеллекта.
Актуальность данной работы определяется перечнем необходимых компе-тенций, которыми обязан владеть педагог после окончания обучения, установленным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом среднего про-фессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (ФГОС СПО от 27 октября 2014 года N 1353) [2] и Федеральным Государ-ственным Образовательным Стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (ФГОС СПО от 13 августа 2014 года N 998) [1]. Так, на основании указанных документов, одной из важных считается компетенция, включающая в себя способность работать в кол-лективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Содержание
Введение…… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта в психологической науке 10
1.1 Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной психологии 10
1.2 Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального интеллекта в отечественной психологии 16
1.3 Анализ проблемы развития эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа 19
1.4 Особенности эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа 21
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта студентов колледжа…… 33
2.1 Программа исследования 33
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального интеллекта студентов колледжа 38
2.3 Апробация программы развития эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа 55
Заключение…. 66
Список использованных источников и литературы 68
Список использованных источников и литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 998 (ред. от 25.03.2015) При-каз МО РФ от 13.08.2014 N 998 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специаль-ности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169144/ (дата обращения: 11.09.2021)
2. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1353 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в началь-ных классах» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118588/ (дата обращения: 11.09.2021)
3. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утвер-ждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функцио-нирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методи-ческие рекомендации») [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378772/ (дата обращения: 11.09.2021)
4. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон / пер. с англ. – Москва: Когито-центр, 2000. – 256 с.
5. Алешина, А., Шабанов, С. Эмоциональный интеллект / – Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 432 с.
6. Андреева, И. Н. Адаптация теста эмоционального интеллекта MSCEIT V 2.0 на белорусской выборке / И. Н. Андреева // Психологический журнал. – Москва. – 2016. – № 1-2. – С. 66-80.
7. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена /И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – Москва. – 2008. – № 3. – С. 78-86.
Исходя из предположения, что развитие эмоционального интеллекта может осуществляться в рамках развивающей работы, которая может осуществляться как с одним человеком, так и с группой, после проведения эмпирического исследования нами была составлена развивающая программа, направленная на повышение уровня эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа.
При разработке программы, мы опирались на «Открытый реестр рекоменду-емых программ психологической помощи, вызывающих доверие профессионального сообщства», утвержденный распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [3].
Стоит отметить, что в данном реестре представлены программы в основном по дошкольному и школьному уровням образования, в меньшей степени по высшему образованию и отсутствуют программы, разработанные для средне-профессионального образования.