Особенности психического состояния студентов в процессе обучения в ВУЗе
Введение
Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, зависит от множества различных факторов, среди которых важнейшую роль играют субъективные, то есть те, что связаны с различными характеристиками и особенностями самого субъекта деятельности. Их значение убедительно доказывается как научными исследованиями, так и реальной практикой. В последние годы, например, все чаще и чаще выясняется, что причиной многих аварий, несчастных случаев были ошибки человека.
Все субъективные факторы эффективности деятельности могут, по всей видимости, быть сведены либо к проблеме мотивации, либо к проблеме компетенции (сфера рационального знания), либо к проблеме психического состояния (сфера переживания). Сказанное в полной мере касается учебной деятельности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Психические состояния и поведение студентов в учебной деятельности 6
1.1. Психические состояния студентов в учебной деятельности 6
1.2. Влияние психических состояний на поведение студентов в ходе учебной деятельности 14
Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты влияние псих состояний на поведение студентов на лекциях 25
2.3. Сравнительный анализ влияния псих состояний на поведение студентов на различных этапах учебного процесса 30
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложения 44
Список использованной литературы
1. Беляев, Г.С. Психогигеническая саморегуляция [Текст] / С.Г. Беляев, В.С. Лобзин. - М.: Медицина, 1977. - 500с.
2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - Л., 1988. - 625с.
3. Васильев, И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций [Текст] / И.А. Васильев // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - С. 86 - 98.
4. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности [Текст] / И.А. Васильев //Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 49-60.
5. Горбов, Ф.Д. Детерминация психических состояний [Текст] / Ф.Д. Горбов //Вопросы психологии. - 1971. - № 5. - С. 45 - 61.
6. . Дорофеева, Н.В. Учет психофизиологических и психодинамических особенностей студентов в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Дорофеева // Пед. образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 86-88.
7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. ? СПб.: Питер, 2002. ? 678с.
8. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М., 1982. - 206 с.
9. Акимова, А.Р. Индивидуально-типологические особенности стрессоустойчивости личности / А.Р. Акимова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. Т. 8. - №5. - С. 6-20.
10. Афанасьева, С.М. Психологическая готовность к взаимодействию с образовательной средой ВУЗа у первокурсников и их психическое состояние в период адаптации / С.М. Афанасьева, П.С. Алексеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №12. - С. 20-26.
11. Камнева, Е.В. Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) / Е.В. Камнева // Вопросы кибербезопасности. - 2016. - №5 (18). - С. 51-55.
12. Шматова, Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований / Е.В. Шматова // Проблемы развития территории. - 2020. - №4 (108). -С. 88-108.
13. Cho, Y. Instant Stress: Detection of Perceived Mental Stress Through Smartphone Photoplethysmography and Thermal Imaging / Y. Cho, S.J. Julier, N. Bianchi-Berthouze // JMIR Mental Health. - 2019. - Volume 6. Issue 4. - Р. e10140.
14. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы - несвободы от фрустрации [Текст] / Е.И. Кузьмина //Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 86 - 94.
15. Ларионова, Ю. Н. Влияние психофизиологических особенностей на успеваемость [Текст] / Ю.Н. Ларионова // Нач. шк. плюс до и после - 2010. - № 12. - С. 58 - 62.
16. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М., 1964. - 343 с.
17. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Знание, 1988. - 625 с.
18. Мясищев, В.Н. Психические состояния и отношения человека [Текст] / В.Н. Мясищев //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - М., 1996. - № 1 - 2. - С. 8 - 14.
19. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс [Текст] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
20. . Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст] / Н.Б. Пасынкова //Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 169-174.
21. Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений [Текст] / Н.М. Пейсахов. - Казань, 1984. - 350 с.
22. ПрохоровА. О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния / А. О. Прохоров // Психологический журнал. 1999. - № 2. - С. 115-124.
23. Прохоров А. О. Феноменология регуляции психических состояний / А. О. Прохоров // Психология психических состояний: сб. науч. ст. Казань: Центр инновационных технологий. — Казань, 2002. — Вып. 4. — С. 263-275.
24. Прохоров А. О. Смысловая детерминация психических состояний /
25. A. О. Прохоров // Психология психических состояний: сб. науч. ст. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - Вып. 5. - С. 11—28.
26. ПрохоровА. О. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. -475 с.
27. Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовки в спорте / А. Ц. Пуни // Психология и современный спорт. — М., 1973. С. 144— 162.
28. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. — СПб.: Питер, 2000. 902 с.
29. РеанА. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
30. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1987. - № 2. - С. 158-165.
31. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности / X. Ремшмидт; пер. с нем. Г. И. Лойдиной; под ред. Т. А. Гудковой. -М.: Мир, 1994. 319 с.
32. Росс Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт; пер. с англ. В. В. Румынского, под ред. Е. Н. Емельянова,
33. B. С. Магуна. -М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.
34. Рубин Б. Г. Студент глазами социолога: (опыт исследования социол. проблем воспроизводства рабочей силы высшей квалификации) / Б. Г. Рубин, Ю. Колесников. — Ростов н/Д.: Ростов, гос. ун-т, 1968. — 277 с.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. 712 с.
36. Сафонов В. К. Психическое состояние / В. К. Сафонов // Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. М., 2004. - С. 274-298.
37. Севрюкова Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения / Г. А. Севрюкова // Гигиена и санитария. 2006. - № 1. - С. 72-74.
38. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
39. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса. -М.: Прогресс, 1979. 124 с.
40. Сороковикова Ю. Е. Характеристика интегральной индивидуальности студентов в ситуации экзамена / Э. Г. Сороковикова // Ананьевские чтения — 2004: материалы научно-практической конф. СПб., 2004. - С. 437-439.
41. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. — Горький: Изд-во Горьковского пед. ин-та, 1975. — 118 с.
42. Сластенин В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. - № 10. - С. 79-84.
43. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов: в 3 кн. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.
44. Степанский В. И. Психологические проблемы выбора профессии / В. И. Степанский. М.: Рос. АПН, 1995. - 182 с.
45. Столяренко JI. Д. Общая и профессиональная психология / Л. Д. Столяренко. М.: Юнити, 2003. - 382 с.
46. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М., 1972. - 264 с.
47. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции студентов [Текст] / А.О. Прохоров. - Казань, 1987. - 26 с.
48. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний личности в обучении Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 1. - С. 47-54.
49. Психология состояний [Текст] : хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров; под ред. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ: СПб.: Речь, 2004. - 608с.
50. Размахнина, Е.В.Исследование эмоциональной тревожности старшеклассников [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2009. URL: http://festival.1september.ru/articles/527599/
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 2002. - 520 с.
52. Словарь практического психолога [Текст]/ сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. - 800 с.
53. . Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст] / Ю.Е. Сосновикова. - Горький, 1975. -117 с.
54. . Спилбергер, Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте [Текст] / Ч.Д. Спилбергер //Стресс и тревога в спорте /Под ред. Ю.Л. Ханина. - М., 1983. - С. 12-24.
55. . Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 175 с.
56. . Цветкова, А.Т. Концепция диагностики сформированности мотивации учебной деятельности [Текст] / А.Т. Цветкова // Наука и школа. - 2011. - № 4. - С 90 - 97.
57. . Чебыкин, А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность [Текст] / А.Я. Чебыкин //Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 4. - С.135-141.
58. . Шарай, В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса [Текст] /В.Б. Шарай В. - М., 1979.
59. . Шкуратова, И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью [Текст] / И.П. Шкуратова, И.П. Ермак И // Прикладная психология: достижения и перспективы. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. - С. 283-299.
60. . Яковлева, Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе [Текст] / Б.П. Яковлева, О.Г. Литовченко // Психологичекая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 16 - 22. - (ч/з).
61. . Янсон, В.Н. Психологическое прогнозирование риска дезадаптации к учебным нагрузкам [Текст] / В.Н. Янсон, З.Ф. Дайя, Л.П. Рожане //Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов / Под ред. Б.Зельцерман. - Рига, 2019. - С. 20-48.
Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. [3, 10].
В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается по- разному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других - констатацией того, что трудное позади, и воспоминанием о минувших трудностях; в-третьих - переключением на другую деятельность. Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам.