Особенности формирования представления о составе чисел у умственно отсталых первоклассников
ВВЕДЕНИЕ
Обучение арифметическим действиям обучающихся с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей, которые связанны со спецификой их развития. Поэтому педагогу необходимо использовать такую систему занятий по раскрытию содержания математических представлений и понятий, которые учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и включает в себя коррекционную работу как важнейшую в обучении математики. Особенно актуальны эти вопросы в младших классах, где закладываются основные математические понятия.
Сейчас возможности осуществления права на образование инвалидов связаны с существованием комплекса правовых, организационно - технических, финансовых, социальных и педагогических проблем. Особенно остро возникает проблема психологического сопровождения, недостаточно разработано методического материала для обучения детей, страдающих нарушением интеллектуального развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОСТАВЕ ЧИСЕЛ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 6
1.2 Особенности представления о составе чисел у умственно отсталых учащихся 9
1.3 Методы и средства формирования представлений о составе чисел 16
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЕЛ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о составе чисел умственно отсталых первоклассников 23
2.2 Педагогическая работа по формированию представлений о составе чисел 32
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева, Н.Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков умственно отсталыми учащимися / Н.Н. Авдеева. – Дубны, 2016. – 7 с.
2. Антипанова, Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко. – Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016. – 4 с.
3. Аргинская, И.И. Математика, математические игры / И.И. Аргинская. – Самара: Федоров, 2005. – 32 с.
4. Ахматова С.С. Особенности решения текстовых задач в коррекционной школе / С.С. Ахматова. – Вестник Томского государственного педагогического университета, 2018. – 8 с.
5. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
7. Бутырская, Н.А. Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью / Н.А. Бутырская. – КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2018. – [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-3371878.html.
8. Быковская, В.Б. Математика как учебный предмет в школе VIII вида / В.Б. Быковская. – Ведущий образовательный портал России, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru – 20.05.2021.
9. Васильева, М.М. Специфические особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта / М.М. Васильева. – Ведущий образовательный портал России, 2016. – 7 с.
10. Власова, И.Н. Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью через умение воспроизводить действия со стандартизованными сенсорными объектами / И.Н. Власова, П.В. Ожгихина, Н.В. Тронина. – Norwegian Journal of Development of the International Science, 2018. – 5 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
12. Гик, Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. – М.: Знание, 2008. –144 с.
13. Гребеньков, О.М. Причины и способы преодоления трудностей в овладении математическими навыками у детей с нарушениями интеллекта / О.М. Гребеньков. – Образовательная социальная сеть, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //nsportal.ru – 21. 06. 2021
14. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. – 2-е изд. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 455 с.
15. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с.
16. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики. – 2 изд. / Х.С. Замский. – М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
17. Иукова, С.И. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида / С.И. Иукова. – Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. – 5 с.
18. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
19. Красникова, Г.П. Организация обучения детей с ОВЗ математике в условиях инклюзивного образования / Г.П. Красникова. – Ведущий образовательный портал России, 2016. – 7 с.
20. Колесникова, Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.
21. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л.Д. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д. - 2008. - 64 с.
22. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой: материал для классных и внеклассных занятий / Б.А. Кордемский. – М.: Просвещение, 2007. – 112с.
23. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей / В. А. Крутецкий. – Воронеж : Институт практической психологии, 1968. – 416 с.
24. Лебединская, К.С. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – 254 с.
25. Малышева, Н.В. Особенности усвоения математических знаний, умения, навыков учащимися коррекционной школы VII вида / Н.В. Малышева. – Ведущий образовательный портал России, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru - /osobennosti-usvoeniya-matematicheskih-znaniy-umeniya-navikov-uchaschimisya-korrekcionnoy-shkoli-vii-vida-1826592.html.
26. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей [Текст] / Н. В. Микляева. – Москва : Академия, 2015. – 346 с.
27. Миронова, О.В. Особенности усвоения математических знаний учащимися с нарушением интеллекта / О.В. Миронова. – Белое Озеро: МОУ Загоскинская основная общеобразовательная школа имени Зимина, 2016. – 8 с.
28. Перова, М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
29. Перова, М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе / М. Н. Перова. – М. : Просвещение, 2013. – 256 с.
30. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. - М, 1962. – 150 с.
31. Пинский, Б.И. Практические упражнения на уроках математики как средство коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский, Н.Д. Богановская // Дефектология. – 1985. – №2. С. 14 – 16.
32. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. – 176 с.
33. Родионов, М.А. Формирование учебно-познавательных компетенций школьников с особыми образовательными потребностями в условиях коррекционно-развивающего обучения / М.А. Родионов, Ю.Э. Джунусова. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2011. – 8 с.
34. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
35. Сиденко, А.В. Игровой подход в обучении / А.В. Сиденко // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 5-16.
36. Синча, Е.В. Специфические особенности психического развития детей с нарушением интеллекта / Е.В. Синча. – Ведущий образовательный портал России, 2015. – 16 с.
37. Смирнова, М.Э. Особенности количественных представлений у умственно отсталых учащихся младших классов / М.Э. Смирнова. - Нижний Новгород. – 2018. [Электронный ресурс] - URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-kolichestvennykh-predstavlenii-u-umstv.html.
38. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. - Текст : электронный // ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»: [Электронный ресурс] - URL: http://psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/ PDF/ClinicLectkidPsy.pdf.
39. Труш, С.А. Методика преподавания математики (специальная)» на тему: Место логопедической работы на уроках математики / С.А. Труш. – Ведущий образовательный портал России, 2017. [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/referat-po-discipline-metodika-prepodavaniya-matematiki-specialnaya-na-temu-mesto-logopedicheskoy-raboti-na-urokah-matematiki-1893618.html.
40. Фасахова, Е.П. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью математике в общеобразовательной школе / Е.П. Фасахова. – Кузнецовка, 2016. – 6 с.
41. Чумакова, И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. для пе-дагога-дефектолога / И.В. Чумакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.
42. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 279 с.
43. Шадрина, И. В. Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с.
44. Шатилова, А.И. Занимательная математика. КВНы, викторины / А.И. Шатилова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 128 с.
45. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / О. Шпек. – М. : Аcademia, 2015. – 428 с.
46. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 2003. – 222 с.
47. Эк, В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / В. В. Эк. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015. – 221 с.
48. Юхтанова, Е.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью / Е. А. Юхтанова. – Образование и воспитание, 2017. – № 1 (11). – С. 46-49.
49. Яковлева, И.М. Проблемы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. Научнометодический журнал. – 2016. – № 3 (69). – С. 8 – 12.
50. Яковлева, И.М. Формирование обобщенных алгоритмов у школьников с нарушением интеллекта на уроках математики / И. М. Яковлева, М. Н. Перова // Наука и школа. – 2013. – №3. – С. 169 – 171.
51. Яковлева, И.М. Развивающее обучение математике в специальной (коррекционной) школе/ И.М. Яковлева // Наука – практике: научная школа М.Н. Перовой – специальным (коррекционным) учреждениям: материалы Всероссийской научно-практической конференции 10 октября 2011 г. – М.: ЛОГОМАГ. – 2011. – С. 35 –40.
Дети с нарушением интеллекта имеют слабую активность восприятия, что создает трудности в понимании задачи, которую они воспринимают не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости. Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры. Если числовые данные в задаче выделены не цифрами, а словами, то найти их в тексте для учащихся составляет большую проблему. Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности. У школьников с нарушением интеллекта младших классов нередко наблюдается зеркальное письмо цифр. Трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят ст