Применение партиципаторного подхода в обучении при реализации музейных образовательных программ для школьников по истории повседневной культуры СССР
Введение
Актуальность исследования. Причина выбора данной темы состоит в возможности применения партисипаторного подхода (культуры участия), как личностно-ориентированного, к ученикам старших классов. Последние 10-15 лет на международных конференциях активно обсуждается наступление эпохи «культуры участия», которая выражается в самом общем виде в принципиальной смене модели взаимодействия музея с обществом. Актуализация концепции партиципаторного музея и практики его конструирования – перспективное направление социокультурного развития музейной сферы как на Западе, так и в России. Его основная ориентация – человекоцентризм в интерпретации культурного наследия и диалогический характер взаимодействия с аудиторией, который базируется на феномене ее соучастия, соавторства в создании музейного продукта. Формирование культуры участия непосредственно связано с ориентацией музея на партисипативность, которая позволяет обеспечить повышение качества управления участием, и характеризуется
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы музейной работы со старшеклассниками 11
1.1. Психологические особенности учащихся старших классов 11
1.2. Становление и развитие понятия «партиципаторный подход» 25
1.3. Особенности применения партиципаторного подхода в музее при работе со старшеклассниками 39
Выводы по Главе 1. 53
Глава 2. Апробация разработки и экспериментальной проверки партиципаторного подхода при реализации музейной программы «Повседневная культура СССР» 54
2.1. Психолого-педагогические условия организации музейных программ для старшеклассников 54
2.2. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 65
2.3. Констатирующий этап эксперимента 72
2.4. Формирующий этап эксперимента 77
2.5. Обобщающий этап эксперимента 85
Выводы по Главе 2. 94
Заключение 95
Список литературы не найден
Все они разделяют одну и ту же философию, которая заключается в том, чтобы способствовать самовыражению и участию разных людей. Это включает в себя охват широкого спектра форм выражения: устное общение, письменное общение и схематическое представление (совместное моделирование/картирование, интеллект-карта, насыщенные изображения, когнитивные карты…). Эти различные способы выражения облегчают переход от пассивного отношения к обучению к активному и творческому отношению. Участие субъектов в таком процессе совместного созидания способствует ответственности за результаты и вовлечению участников в их реализацию.
Совместное обучение и действие (PLA (Participatory Learning and Action)) – это метод взаимодействия сообщества. Он сочетает в себе постоянно растущий набор интерактивных и визуальных методов с естественными методами интервьюирования и призван облегчить процесс коллективного анализа и обучения.