Скоростно-координационные упражнения как средство резервного повышения скорости спортсменов младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Поиск возможных способов улучшения результатов в беге является одной из основных задач для тренеров. Наряду с развитием общей выносливости, быстроты и силы, развитие скоростно-координационных способностей у детей позволяет более эффективно и качественно осваивать новые двигательные действия, необходимые так же и в повседневной жизни. Так, необходимо анализировать механизмы формирования этих способностей для более успешного их развития. Скоростные способности проявляются в беге на короткие дистанции (спринт). В свою очередь, результат бега зависит от скорости, которая определяется длиной и частотой шагов; от скоростной выносливости; а также от координации, которую определяет равновесие и точность движений бегуна. Кроме того, на эффективность бега оказывают влияние антропометрические характеристики, предстартовое состояние и адаптированность организма спортсмена в конкретный промежуток времени.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………..….3
ГЛАВА 1 ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ …………….… ……………...5
1.1 Физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………….……………..…5
1.1.1 Младший школьный возраст как этап онтогенеза……..……...5
1.1.2 Методические рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………..7
1.1.3 Психо-физические особенности младших школьников…….…9
1.1.4 Формы организации занятий с детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………….…..11
1.2 Механизмы развития скорости……………...……………….….…13
1.3 Физиологические резервы повышения скоростных способностей..14
1.3.1 Биохимические сдвиги при выполнении стандартных упражнений………………………………………………………………………14
1.3.2 Физиологическая характеристика нестандартных движений..16
1.3.3 Физиологические резервы организма………………………….17
1.4 Взаимосвязь скоростных и координационных способностей……18
1.4.1 Комплексные скоростные упражнения: особенности и рекомендации……………………………………………………………….18
1.4.2 Рекомендации по совершенствованию межмышечной координации……………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..25
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………..………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………50
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ от 20.08.2019 № 673 об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» // Министерство спорта Российской Федерации. – 2019.
2. Электронная библиотека Students library, [Электронный ресурс]: Понятие о скоростных способностях и их классификация / Students library, 2017. URL: https://students-library.com/library/read/122015-ponatie-o-skorostnyh-i-koordinacionnyh-sposobnostah-i-ih-klassifikacia (дата обращения 09.03.2022)
3. Электронная библиотека Умназия, [Электронный ресурс]: Навыки: таблицы Шульте / Умназия, 2020. URL: https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-polzovatsja-tablicami-shulte (дата обращения 06.05.2022)
4. Спортивная энциклопедия SPORTWIKI, [Электронный ресурс]: Развитие координации / науч. рук-во под ред. Л. П. Лысовой, 2021. URL: http://sportwiki.to/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 24.02.2022)
5. Электронная библиотека Understood, [Электронный ресурс]: Movement and coordination / A. M. I. Lee, 2016. URL: https://www.understood.org/en/articles/understanding-your-childs-trouble-with-movement-and-coordination (дата обращения 12.03.2022)
6. Cанкт-Петербургский государственный университет, [Электронный ресурс]: Серия «Наука побеждать» / ред. Т. И. Баранова, СПб гос. Ун-т, 2012. URL: http://uosd.spbu.ru/pdf/science/metod_02.pdf (дата обращения 12.11.2021)
7. Спортивная энциклопедия, Science and sport, [Электронный ресурс]: Coordination / H. Beckmann, 2018. URL: https://www.sciencesport.ru/en/journals/tom-7-no3-2019/articles/characteristics-preparatory-actions-athlete-training-and (дата обращения 09.11.2021)
8. Электронная библиотека Studexpo, [Электронный ресурс]: Внутримышечная координация / Структура тренировочных нагрузок на занятиях с юными бегунами. URL: https://studexpo.net/97599/turizm/vnutrimyshechnaya_koordinatsiya (дата обращения 12.04.2022)
9. Электронная
Таким образом, любая адаптация к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется через мобилизацию его физиологических резервов. Кроме физиологических резервов нервных, мышечных и других клеток и органов, можно говорить и резервах регуляции гомеостаза. При переходе от состояния покоя к мышечной деятельности, борьбе за существование, физиологические резервы включаются не одновременно, а последовательно, причем, резервы, связанные с борьбой за выживание организма, реализуются и после выключения сознания человека (обморок). Автор подчеркивает, что работа в пределах 35% от абсолютных возможностей (условия повседневной жизни) выполняется без волевых усилий. Работа в пределах 35%-50% абсолютных усилий - требует волевых усилий и приводит к физическому и психическому утомлению. Выше 65% - лежит «порог мобилизации. При мышечной деятельности происходит ряд изменений, называемые скрытыми возможностями организма