Русские народные сказки как средство формирования представления о добре и зле для детей 5-6 лет

В дипломной работе охарактеризованы особенности нравственного воспитания и формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста; определены возможности русских народных сказок в процессе формирования представления о добре и зле у детей 5-6 лет.
Author image
Anya
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.10.2022
Объем файла
587 Кб
Количество страниц
67
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности ребёнка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, Родине. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольника рассматривается как одна из наиболее актуальных проблем в современной педагогике.
Можно отметить, что в настоящее время в детской среде происходит постепенное размывание нравственных ценностей. На смену духовности, морали, нравственности приходят культ богатства и получения удовольствий любыми способами. В более взрослом возрасте причиной многих бед является неумение отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности и ориентиры жизни.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
1.2 Особенности нравственного воспитания и формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Возможности русских народных сказок в процессе формирования представления о добре и зле у детей 5-6 лет
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
2.1 Организация и методика эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа работы по формированию представлений о добре и зле у детей 5-6 лет средствами русской народной сказки
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 2006.- 313 с.

2. Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности – Алма-Ата, 2011 – с. 82. 

3. Алексеенкова Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39-47.

4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2009г. - 189с.

5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2008. - 320 с.

6. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2013.- № 1. - С. 82 – 92

7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2008.- 413с.

8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2009.- 321с.

9. Бодалев А.А. Психология общения,- М.: Издательство «Институт

практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.-256 с.

10. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.  2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 2007.- 233 с.

11. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2011г. - 218с.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.: М., Изд-во Моск. ун-та. 2010 г.- 411с.

13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

14. Гришаева Н. Проблемные ситуации в детском саду// Обруч. - 2017. - №3.-39с.

15. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой   П. Г Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Изд-во «Просвещение», М.: Педагогика, 2013.- 215 с.

16. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Просвещение, 2017. - 289с.

17. Жучкова Г.Н., Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. - М., 2011г. - 211с.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с. 

19. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. • Серия: Развитие и воспитание. Издательство: АРКТИ, 2007 г. – 144с. 

20. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11. с. 6-10.

21. Кудрявцева Е., Ледовских Н.О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9. - с.34-39

22. Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения //Вопросы психологии. - 2010. № 1. С. 11 – 2

23. Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения //Вопросы психологии 2010. № 1. С. 11 – 21

24. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2018. — 76 с. 

25. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009. -211с.

26. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой.- 3-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение, 1984.-272 с. 

27. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 2009- 461с

28. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академя», 2009.-192 с.

29. Подольская, О.А., Абрамов Н.Н. Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста // электронный научный журнал  «АРRIОRI. Серия: Гуманитарные науки». – 2014.- №3. – С. 25.

30. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации // Дошкольное воспитание. – 2006. -  №1

31. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 208 с.

32. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - М. “Дошкольное воспитание”,2004 г. - 189с.

33. Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 71-72. 

34. Усачева Т. Учим детей вежливости// Дошкольное воспитание. – 2006. – №5. - с.41-48

35. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 2009. - 211с.

Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
Русский народ достаточно интересно изображал понятия ?добро и зло?. Есть два типа сказочных героев - отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются.