Недостатки усвоения чтения и пути коррекции дислексии у обучающихся с общим недоразвитием речи
Введение
В эпоху развития цифровых технологий и в условиях постоянно изменяющейся информационной среды чтение занимает ключевую позицию в формировании учебных компетенций в начальном звене начального языкового образования. Оно обеспечивает усвоение межпредметных знаний и умений, становится условием и средством достижения профессиональных умений и саморазвития в дальнейшем.
Современные требования ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) к содержанию обучения учащихся начальных классов обуславливают необходимость оптимальных условий овладения ими школьной программы.
В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением.
Изучение недостатков чтения и их преодоление проводится на междисциплинарной основе.
Содержание
Введение........................................................................................................ ....... 3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения состояния чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи................................. ..6
1.1 . Междисциплинарный подход к изучению усвоения чтения младшими школьниками ......................................................................6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи.........................................10
1.3 Современные представления о дислексии у младших школьников............................................................................................14
Выводы по первой главе .....................................................................................15
Глава 2. Исследование состояния чтения младших школьников с общим недоразвитием речи...........................................................................................20
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика школьников с общим недоразвитием речи ...........................................20
2.2 Теоретико-методологические основы и направления исследования состояния чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.......................................24
Выводы по второй главе ....................................................................................28
Глава 3. Характер нарушений чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи................29
3.1. Анализ недостатков неречевых составляющих процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи ...........................29
3.2. Анализ недостатков речевых составляющих процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи............................38
Выводы по третьей главе ....................................................................................61
Глава 4. Методические рекомендации к проведению дифференцированной логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи.............................. 62
4.1. Цель и задачи методических рекомендаций к проведению дифференцированной логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи 62
4.2. Теоретико-методологические основы и направления методических рекомендаций к проведению дифференцированной логопедической работы по коррекции нарушений речи
Выводы по четвертой главе ................................................................................74
Заключение..........................................................................................................75
Список литературы............................................................................................77
Приложение А. Содержание методики исследования состояния чтения младших школьников с общим недоразвитием речи .......................................81
Приложение Б. Анализ состояния неречевых и речевых составляющих чтения у младших школьников.......................................................................... 82
Приложение В. Содержание методических рекомендаций к проведению дифференцированной логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи. .......................................87
Список литературы
Ананьев Б.Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения- Ученые записки МГУ – в 3 т., 1947, т.2, с.139
Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. – «Вопросы психологии», 1956, №5, с. 39
Егоров Т.Г. – Очерки психологии обучения чтению. М, 1963, с.57
Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе // Образование в России: медико-психологический аспект: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. — Калуга, 2002. — С. 19–21.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999, 98 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. Пособие. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз». 2002. – 224 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб, МиМ, 1997 – 286 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие – СПб, Изд-во Союз, 2000 – 192 с.
Выготский JI.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб: Лань, 2003. – 654 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. Изд-во АПН, 1961.
Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1958. – 264 с.
Н.Н. Баль, И.А. Захарченя. Обследование чтения и письма у младших школьников. — Минск: Ураджай, 2001. — 75 с.
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.