Ценностно – смысловые факторы эмоционального выгорания учителей средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное образование – одна из важнейших сфер социальной жизни. Именно оно формирует духовное, культурное, интеллектуальное состояние общества. Одновременное повышение качества образования является приоритетом образовательной политики нашей страны. Основное значение для его осуществления имеет непосредственный носитель знаний, передающий их детям – учитель. Однако, решая важную проблему передачи знаний и умений учащимся, учитель одновременно оказывается в напряжѐнной эмоциональной ситуации, возникающей в связи с частым пребыванием в сложных педагогических обстоятельствах, связанных со значительной многомерностью профессиональной деятельности. Помимо учителя, в его труд включены такие субъекты образовательного процесса, как администрация, родители, коллеги.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. Теоретические основы исследования ценностно-смысловых факторов эмоционального выгорания учителей средней школы…….
1.1 Синдром профессионально обусловленного эмоционального выгорания, психологическая феноменология, генезис и последствия……
1.2 Ценностно-смысловые факторы профессионально-обусловленного эмоционального выгорания ……………………………………….…...........
1.3 Синдром профессионально обусловленного эмоционального выгорания …………………………………………………………………….
2. Эмпирическое исследование факторов эмоционального выгорания учителей средней школы………………………………….…
2.1 Методика эмпирического исследования……………...……………….
2.2 Результаты эмпирического исследования……………………………..
Заключение……………………………………….……………………….…
Библиографический список ……………………..………………………….
Приложения………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Е.А. Психологические факторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов/Е.А. Андреева, Т.М. Матвеева//Наука вчера, сегодня и завтра: сборник статей. – Уфа: ОМЕГА. – 2015 – С. 182-185.
2. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А.В. Бладыко // Психология: традиции и инновации. - 2012. - № 4. - С. 34 - 39.
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2016. – 474 с.
4. Борисова, М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов/М.В. Борисова//Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орлаи др. - Курск. гос. ун-т. – 2015 – С. 130-139.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2019. – 336 с.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопъянова // Психологическое здоровье. – СПб.: Проспект, 2015. – 315 с.
7. Волобаев, В. М. Эмоциональное выгорание : диагностика, профилактика, коррекция / В. М. Волобаев. – Ульяновск :УИПКПРО, 2016 – 103 с.
8. Воробьева, В.В. Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции (на примере преподавателей Медицинского института)/В.В. Воробьева, О.А. Родионова//Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015 – № 8 – С. 1082-84.
9. Воронкова, Д.В. Организационно-психологические факторы эмоционального выгорания / Д.В. Воронкова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2017. - № 4. - С. 52 – 65.
10. Горохова, М.Ю. Роль личностного фактора в возникновении и развитии феномена «эмоционального выгорания» / М.Ю. Горохова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. – М.: Юнити, 2004. – 32 с.
11. Грабе, М. - Синдром выгорания. Болезнь нашего времени (Психологический практикум) / М. Грабе. – М.: Дашков и К, 2008. – 406 с.
12. Дубиницкая, К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений /К.А.Дубиникая//Автореферат дисс. К.п.н. – Москва. – 2011 – 27 с.
Специальность педагога принадлежит к виду «человек-человек». Другими словами, эту профессию отличает напряжение и насыщенность психоэмоционального состояние. В этой взаимосвязи специальность педагога более подвергается формированию психологического выгорания. Сегодняшний педагог вызван регулировать полную совокупность вопросов образования и обучения, вызывающую основательные преподавательские старания: осваивание новейших конфигураций и способов обучения, содержания учебных дисциплин, регулярно усугубляющиеся со стороны властей условия к преподавателям, потребность принимать во внимание стремительно меняющиеся нормативно-законные бумаги и др.