Самооценка и профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы «Самооценка и профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста»
Основные свойства личности закладываются в младшей школе. От этого зависит дальнейшее эмоциональное развитие ребенка, его самооценка. Осознание себя, усвоение моральных норм, мотивов правил поведения, формирование направленности личности, характера происходит в период обучения в начальной школе [1]. В новый период жизни происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребенка. У ученика появляются новые обязанности, правила, которые он должен соблюдать, возникают новые взаимоотношения. Жизнь ребенка меняется, меняется и самооценка. Главным становится учеба и школьная жизнь. Все это может стать источником для проявления тревожности. Одним из важных условий в развитии личности является эмоциональное благополучие ребенка. Начало обучения в школе порождает существенные изменения в жизни детей. У них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя сдерживать их они еще толком не научились. К проблеме тревожности обращались многие зарубежные и российские психологи и педагоги. Ей посвящены научные работы и исследования. На нее неустанно обращают внимание учителя. Но количество тревожных детей не уменьшается, а даже в некоторых случаях повышается. [18]. Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». От чувства тревожности зависит и самооценка человека. Низкая или наоборот высокая, адекватная. [30, c. 500]. Самооценка является регулятором поведения человека, она определяет его отношение к себе и к другим людям, развивает критичное отношение к своим успехам и неудачам. Выбранная тема традиционно актуальна для каждого нового поколения младших школьников Для того что бы ученик развивался гармонично, нужно создать благоприятные и комфортные условия для его обучения.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ 6
1.1. Анализ понятия «тревожность», «самооценка» в научной психолого-педагогической литературе у российских и зарубежных авторов 6
1.2. Причины, особенности проявления тревожности у детей 7-12 лет, младшего школьного возраста 12
1.3. Взаимосвязь самооценки и личностной тревожности младшего школьника 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 27
2.2.2. Методы математической статистики 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1. Исследование уровня тревожности 33
3.2. Результаты исследования уровня самооценки и уровня притязаний 41
3.2.1. Результаты исследования уровня притязаний 41
3.2.3. Результаты анализа взаимосвязи компонентов тревожности и самооценки 56
3.3. Результаты исследования самооценки по методике «Лесенка» 60
Список литературы не найден
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Для данного исследования использовалась Форма А, предназначенная для школьников 10-12 лет. Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались ученикам в письменном виде.
Оценка результатов проводится по 8 факторам тревожности (общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями).