Мотивационный профиль виктимной личности в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Термин «мотивация» используют в современной психологии двояко: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), так и в качестве характеристики процесса, вызывающего стимуляцию и поддержание поведенческой активности на определенном уровне [1].
Формирование мотивации в юношеском возрасте происходит в условиях биологических (половое созревание), психологических (особенности мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности), социальных изменений. Происходит реорганизация и расширение системы мотивов, рост их осознанности. Мотивационная сфера личности в юности определяет жизненную позицию, жизненные планы, жизнестойкость, социальную успешность, самодостаточность [2].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОСТИ 8
1.1 Феномен «мотивация» в российских и зарубежных психологических подходах 8
1.2 Виды мотивации личности 12
1.3 Психологическая сущность и идентификационные признаки виктимности 17
1.4Классификационная характеристика виктимности личности 22
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОСТИ 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования мотивационного профиля личности в юности 29
2.3 Результаты исследования виктимности в юности 35
2.4 Результаты исследования взаимосвязи виктимности и мотивации личности в юности 42
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдиенко, Г.Ю. Дифференциальная психология: учебное пособие / Г.Ю. Авдиенко; Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2010. – 155 с.
2. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович – Москва // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин – Москва : Академия, 2001. – С. 214–219.
3. Андронникова, О.О. Диагностика склонности к виктимному поведению [Электронный ресурс] / О.О. Андронникова – Режим доступа: http://psihologn.org/index.php/katalog-statej/233-metodika. – Дата доступа: 22.02.2022.
4. Руденский, Е.В. Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии виктимной личности / Е.В. Руденский // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 162–166.
5. Яценко, Т.Е. Взаимосвязь виктимной деформации личности и склонности к виктимному поведению в подростковом и юношеском возрастах / Т.Е. Яценко // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №3 (43) – С. 233–241.
6. Rowell, L. Academic Motivation: Concepts, Strategies, and Counseling Approaches / L. Rowell, Е. Hong // Professional School Counseling. – 2013. – № 16 (3). – pp. 158–171.
7. Фроликова, О.А. Мотивация как фактор развития личностно-профессиональных качеств студентов-психологов: автореферат дис... кандидата психологических наук: 19.00.07 / О.А. Фроликова – Курск, 2009. – 21 с.
8. Гордеева, Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О.А.Сычев // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. № 4. – С. 98–109.
9. Гордеева, Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : дис. ... д-ра психол. Наук : 19.00.07 / Т.О. Гордеева. – Москва, 2013. – 444 с.
10. Шишкоедов, П.Н. Общая психология / П.Н. Шишкоедов – М.: Эксмо, 2009. – 284 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2011. – 508 с.
12. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл: Academia, 2005. – 365 с.
13. Казаков, Е.В. Психология: учебное пособие / Под ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус. – Архангельск: РАО, 2018. – 237 с.
14. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клинич. Психология» / Х. Хекхаузен; [Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. - 2. изд. - М. [и др.] : Питер : Смысл, 2003. – 859 с.
15. Котова, С.С. Педагогическая психология: учеб. пособие / С.С. Котова, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. – 210 с.
16. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов/ Л.Д. Столяренко – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2003 – 544 с.
17. Меренкова, Л.А. Мотивация и её роль в учебном процессе [Электронный ресурс] / Л.А. Меренкова, Л.Б. Ярось // Актуальные проблемы довузовской подготовки : материалы IV междунар. науч.-метод. конф. / под. ред. А.Р. Аветисова. – Минск, 2020. – С. 151–154.
18. Коптева, С.И. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности и перфекционизма в ранней юности / Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов : межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием : Вып. 7 / М-во образования Респ. Беларусь, Барановичский гос. ун-т ; редкол.: В.И. Кочурко (пред. редкол.), Т.Е. Яценко (науч. ред.), Е.Д. Быковская (отв. ред.) ; междунар. редкол.: Т.Ф. Велента [и др.] – Барановичи : БарГУ, 2018. – 295 с.
19. Олифирович, Н.И. Взаимосвязь мотивации и личностных характеристик студентов-психологов дневной и заочной формы получения образования / Н.И. Олифирович, Е.Н. Башкирова // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов : межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием / М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т ; редкол.: В.И. Кочурко [и др.] – Барановичи : БарГУ, 2019. – Вып. 8. – 328 с.
20. Шимчук, Л.Г. К вопросу об особенностях экстринсивной и интринсивной мотивации обучения у студентов, обучающихся на бюджетной и платной основе / Л.Г. Шимчук, И.Л. Кишея // Проблемы и тенденции качества образования в системе национальной безопасности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. в дистанционной форме (Барановичи, 18 окт. 2018 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, Баранов. гос. ун-т; редкол.: В.В. Климук (гл. ред.), О.Н. Бертош [и др.] – Барановичи : БарГУ, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – 192 с.
21. Долговых, М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / М.П. Долговых. – М., 2009. – 189 л.
22. Клачкова, О.А. Структурная организация виктимной личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / О. А. Клачкова. – Комсомольск-на-Амуре, 2008. – 173 л.
23. Фоминых, Е.С. Психологический мир виктимной личности / Е. С. Фоминых // Концепт. – 2013. – Т. 4. – С. 1496–1500.
24. Плавник, Н.К. Виктимность: трагедия личности и издержки воспитания / Н.К. Плавник // журнал Народная асвета : Навукова-педагагiчны часопiс / М-во образования РБ. – 2009. – №12. – С. 80–82.
25. Яценко, Т.Е. Психологическая диагностика виктимности в подростковом и юношеском возрасте: новый психодиагностический инструментарий / Т.Е. Яценко, Н.И. Олифирович, Н.К. Плавник // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов : межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием / М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т ; редкол.: В. И. Кочурко [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2019. – Вып. 8. – С. 314–322.
26. Стреленко, А.А. Социально-перцептивные образы виктимной личности / А.А. Стреленко. – Витебск : Филин, 2009. – 138 с.
27. Шматкова, И.В. «Особенности проявления виктимности у подростков в разных сферах общения» / И.В. Шматкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №1 (45). – С. 111–116.
28. Яценко, Т.Е. Психологическая сущность категории «виктимное поведение» с позиции субъектно-средового подхода / Т.Е. Яценко // Вестн. БарГУ. Сер. «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». – Барановичи, 2019. – Вып. 7. – С. 89–94.
29. Яценко, Т.Е. Формирование социально-психологических компетенций у будущих педагогов в области девиктимизации учащихся подросткового возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т.Е. Яценко. – Минск : БГПУ, 2015. – 31 с.
30. Майер, П.А. Психологические механизмы развития мотивации человека [Электронный ресурс] / П.А. Майер // Молодой ученый. – 2016. – №15. – С. 409–413. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/119/33136/. – Дата доступа: 21.02.2022.
31. Макарова, И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В. Макарова - М.: Юрайт, 2016. – 182 с.
32. Alderman, M. Motivation for achievement: Possibilities for teaching and learning, third edition / М. Alderman // Motivation for Achievement: Possibilities for Teaching and Learning. – 2013. – №1. – pp. 346.
33. Weiner, B. Motivation from an attribution perspective and the social psychology of perceived competence / В. Weiner // Handbook of Competence and Motivation. – 2005. – Chapt. 5. – pp. 73–84.
34. Арбузова, Е.Н. Феноменологические аспекты исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии / Е.Н. Арбузова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. – №1. – С. 176–181.
35. Фрэнкин, Р.Е. Мотивация поведения: Биол., когнитив. и соц. аспекты / Р. Фрэнкин; [Пер. с англ. В. Белоусов, А. Ракитина]. – 5. изд. – М. [и др.] : Питер, 2003. – 650 с.
36. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности: монография / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука,2000.–120 с.
37. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. – 3-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2013. – 351 с.
38. Deci, E.L. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern bloc country / E.L. Deci et al. // Pers. And Social Psychol. Bull. –2001. – № 27. – pp. 930–942.
39. Deci, E.L. The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan // Psychol. Inquiry. –2000. – № 11. – pp. 227–268.
40. Гроголева, О.Ю. Психология мотивации: учебное пособие / О.Ю. Гроголева – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. – 126 с.
41. Чуканова, Т.В. Проблема мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных психологов в конце XX века / Т.В. Чуканова, Е.В. Черная // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5, 2 – С. 276–278.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
43. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
44. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д. Узнадзе [и др.] – СПб.: Питер, 2001. – 414 с.
45. Максимова, Н.Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов / Н.Ю. Максимова. // Молодой ученый. – 2014. – № 21 (80). – С. 106–108.
46. Мильман, В.Э. Мотивация творчества и роста: структура, диагностика, развитие: теорет., эксперим. и прикладное исслед. диалектики созидания и потребления / В. Э. Мильман. - М., 2005 – 165 с.
47. Магомед-Эминов, М.Ш. Внутренняя работа: конструирование временной формы / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. – 218 с.
48. Магомед-Эминов, М.Ш. Повседневный и неповседневный жизненные миры личности / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник университета. Государственный Университет Управления. – 2009. – №4. – С. 67–70.
49. Магомед-Эминов, М.Ш. Теоретические аспекты психологической помощи / М.Ш. Магомед-Эминов // Здоровье нации – основа процветания России: материалы Конгресса Всероссийского форума / под ред. Л.А. Бокерия. – М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2005. – С. 104–105.
50. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: 2001. – 752 с.
51. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
52. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – Санкт-Петербург, 2010. – 816 с.
53. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям В.С. Мухина. – 7-е изд. – Москва: Академия, 2003. – 452 с.
54. Воронова, А.А. Диагностика мотивационной структуры личности: принципы и ограничения (по методике В.Э. Мильмана) / А.А. Воронова, А.В. Калитина // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001777. – Дата доступа: 18.02.2022.
55. Васильева, А.С. Психологические аспекты виктимности личности // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section025.html.
56. Першина, К.В. Психологические особенности виктимности личности / К.В. Першина // Евразийское научное объединение. – 2019. – № 65(52). – С. 350–352.
57. Руденский, Е.В. Методология и теория исследования виктимогенеза личности : монография / Е.В. Руденский ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – 222 с.
58. Яценко, Т.Е. Взаимосвязь виктимности в виртуальном и реальном межличностном взаимодействии / Т.Е. Яценко // Диалог: практический и социально-педагогический журнал. – 2019. – № 5. – С. 64–72.
59. Яценко, Т.Е. Стратегии совладания со стрессом виктимных подростков: типологическая характеристика и условия формирования / Т.Е. Яценко // Адукацыя i выхаванне. – 2017. – № 10. – С. 40–47.
60. Яценко, Т.Е. Временная перспектива подростков из городской и сельской местности / Т.Е. Яценко, А.Ю. Бутько // Вестник БарГУ. Серия: Педагогические науки. Психологические науки. – 2018. – № 6. – С. 98–103.
61. Яценко, Т.Е. Характеристики психологического здоровья юношей и девушек, склонных к виктимному поведению / Т.Е.Яценко, Л.А.Русецкая // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – Магнитогорск. – 2019. – №2. – С. 62–66.
62. Шведова, М.Г. Теоретическая неоднозначность феномена мотивации в психологии [Электронный ресурс] / М.Г. Шведова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: http://scienceforum.ru/2019/article/2018011738. – Дата доступа: 20.02.2022.
63. Андронникова, О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О.О. Андронникова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 9 (87). – С. 21–32.
64. Сажина, Н.М. Предупреждение педагогических рисков виктимизации подростка / Н.М. Сажина, М.С. Голубь // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. – 2012. – Вып. 1. – С. 127–132.
65. Одинцова, М.А. Ролевая виктимность в поведении подростков из социально незащищенных семей / М.А. Одинцова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – С. 32–40.
66. Одинцова, М.А. Этапы разработки опросника «Тип ролевой виктимности» / М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. - № 2 (1). – С. 309–314.
67. Одинцова, М.А. Проблема виктимного личностного типа в психологии / М.А. Одинцова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – №14 (2-1). – С. 73–79.
68. Одинцова, М.А. Психологические особенности виктимной личности / М.А. Одинцова // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С. 59–68.
69. Глинко, О.Д. Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия / О.Д. Глинко // Московский городской психолого-педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 43–52.
70. Юнацкевич, П.И. Основы организации общественной безопасности / П.И. Юнацкевич. – М.: Юрист, 2007 – с. 185.
71. Шульга, М.Л. Девиантная виктимность несовершеннолетних / М.Л. Шульга // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2015. – № 15-2. – С. 232–237.
72. Морозова, Л.Б. Предпосылки виктимного поведения подростков / Л.Б. Морозова, Ю.В. Чернова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 142–146.
73. Андронникова, О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности : дис. … докт. психол. наук : 19.00.13 / О.О. Андронникова. – Новосибирск, 2018. – 449 л.
74. Яценко, Т.Е. Виктимология образования: в помощь практическому психологу [Текст] : практ. пособие для студентов психол. специальностей / Т.Е. Яценко, Ж.В. Рзаева. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 363 с.
75. Яценко, Т.Е. Динамика уровня сформированности компонентов социально-личностных компетенций у будущих педагогов в процессе элективного обучения девиктимизации / Т. Е. Яценко // Вестн. БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. – 2015. – Вып. 3. – С. 70—75.
76. Яценко, Т.Е. Психологическая диагностика виктимности в подростковом и юношеском возрасте: новый психодиагностический инструментарий / Т.Е.Яценко, Н.И. Олифирович, Н.К. Плавник // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов: межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием; под науч. ред. д-ра с.-х.н. В.И.Кочурко, к.пс.н. Т.Е.Яценко; БарГУ. – Барановичи: БарГУ, 2019. – Вып. 8. – С. 17 – 26.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации взаимосвязана с множественностью понимания ее сущности и структуры, а также осознания функций мотивов. В зарубежной психологии мотивация связана с когнитивном взвешиванием личностью альтернатив цели и действия, в российской психологии личность действует в системе отношений с другими людьми. Мотивация трактуется учеными-психологами как система процессов, отвечающих за побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности и желания, процесс непрерывного выбора и принятия решений взвешиванием поведенческих альтернатив.