Связь любопытства и индуцированного инсайта с последующим припоминанием решения задачи
Введение
При решении головоломок (например, кроссвордов) иногда возникают случаи, когда с первых секунд решение не находится, очень любопытно узнать разгадку, слово вертится на языке и потом в один миг оно появляется. А момент нахождения ответа связан с положительными эмоциями, ведь процесс разгадки не был очень простым. Этот пример иллюстрирует то, что наша мыслительная деятельность сопровождается различными эмоциональными переживаниями, одними из которых могут быть любопытство и Ага-переживание.
Любопытство играет огромную роль в жизни человека: оно мотивирует ребенка к обучению (Day, 1982), сподвигает на научные открытия (Loewenstein, 1994). В свою очередь Ага-переживание также может быть связано с мотивацией (Liljedahl, 2005), а также с другими эмоциями и чувствами, в том числе с любопытством. Для последнего оно может выступать неким моментом “вознаграждения” за удовлетворение потребности узнать что-то новое.
Однако вместе эти феномены практически не исследуются
Оглавление:
Введение3
Глава 1. Теоретический обзор8
1.1.Любопытство: определение и основные проявления8
1.1.1.Основные теории, объясняющие природу любопытства10
1.2.Ага-переживание: определение и индуцированный инсайт16
1.2.1.Основные теории, объясняющие природу Ага-переживания17
1.3.Любопытство, Ага-переживание и память22
1.4.Выводы по первой главе26
Глава 2. Экспериментальное исследование28
2.1. Цель, гипотезы и переменные28
2.2. Стимульный материал29
2.3. Выборка30
2.4. Процедура исследования30
2.4. Методы обработки данных33
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов34
3.1. Результаты первого этапа34
3.2. Результаты второго этапа39
3.3. Обсуждение результатов47
Выводы51
Заключение53
Список литературы55
Приложения62
Список литературы
Аванесян М. О., Башмакова Я. П. Исследование эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2017. – Т. 7. – №. 3. – С. 235-248.
Гершкович В. А., Морошкина Н. В., Горицкая А. Д. Роль эффекта генерации и ага!-переживания в припоминании источника решения задачи //Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2021. – С. 126-131.
Гершкович В. А., Морошкина Н. В., Федосова В. И. Припоминание источника решения в задачах поиска отдаленных ассоциаций: роль эффекта генерации и ага!-переживаний //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2021. – Т. 11. – №. 1. – С. 72-88.
Морошкина Н. В. и др. Предикторы «Ага!» и «Ох, да!» переживаний при решении задач на поиск отдаленных ассоциаций //Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. – 2020. – С. 183-184
Морошкина Н. В., Аммалайнен А. В. От инсайта к Ага!-переживанию: новая парадигма в исследованиях решения задач //СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2021. – №. 79. – С. 48-73.
Морошкина Н., Аммалайнен А., Савина А. В погоне за инсайтом: современные подходы и методы измерения инсайта в когнитивной психологии //Психологические исследования. – 2020. – Т. 13. – №. 74.
Пуанкаре А. Математическое творчество // Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. унта, 1981. С. 356–365.
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, – 1981.
Спиридонов В. Ф., Лифанова С. С. Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – №. 3. – С. 54-63.
Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ в //М.: Мысль. – 1996.
Ash I. K., Wiley J. Hindsight bias in insight and mathematical problem solving: Evidence of different reconstruction mechanisms for metacognitive versus situational judgments //Memory & Cognition. – 2008. – Т. 36. – №. 4. – С. 822-837.
Auble P.
К примеру, связь между любопытством и памятью может быть опосредована феноменом Ага-переживания, играющего некую роль в припоминании решения задач.
В исследованиях было показано, что Ага-переживание также может оказывать положительное воздействие на память человека. Известно, что задачи, решенные с Ага-переживанием, лучше запоминаются (Danek et al., 2013; Kizilirmak et al., 2016a). В исследовании А. Данек и коллег (Danek et al., 2013) участников просили понять, в чем заключается смысл магических трюков (фокусов), показанных в видео. Задачи, решенные самостоятельно и сопровождаемые Ага-переживанием, через 14 дней вспоминались лучше, чем решенные без него. Но положительный эффект на припоминание решения задач оказывают не только решения, сделанные самостоятельно.