Особенности силовой подготовки девочек 12-14 лет, занимающихся плаванием
ВВЕДЕНИЕ
Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь за наименьшее время. Спортивное плавание включает в себя различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния. Плавание является одним из самых массовых и популярных видов спорта. Оно плодотворно влияет на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма. Способствует развитию гибкости, выносливости, а также координационных, силовых и скоростных способностей человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………...………………...............4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 12-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ …….………………………..…..................6
1.1. Краткий анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание»…………………………………………….6
1.2. Понятие сила как физическое качеств в процессе обучения плаванию девочек 12-14 лет………………………………………….9
1.3. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в плавании ………………………………………………………………12
1.4. Анатомо-физиологические особенности детей 12-14 лет ….....21
1.5. Средства и методы развития силовых способностей пловчих
12-14 лет.....................................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………..................30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…….....................31
2.1. Методы исследования…………………………………………….31
2.1.2 Педагогическое наблюдение………………………………….31
2.1.3 Педагогическое тестирование ……………………………….31
2.1.4 Педагогический эксперимент………………………………..32
2.1.5 Метод математической статистики………………………….32
2.2. Организация исследования………………………………………32
2.3. Особенности проведения занятий в экспериментальной
группе …………………………………………………………………34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...............38
3.1. Результаты тестирования до экспериментальной работы.……..38
3.2 Результаты тестирования после экспериментальной работы.….39
ВЫВОДЫ..............................................................................................................44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………......46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……..............47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..........…………......48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Том 2 / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 432 c.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под ред. Г.В. Барчуковой. – 4-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2015. – 368 с.
3. Бачин, В.П. Изучение благоприятных (сенситивных) периодов в развитии скоростных возможностей у пловцов 8 - 17 лет / В.П. Бачин // Тез.докл. ХVII межвуз. конф. – Омск, 2012. – 115-116.
4. Бородай А.В. Индивидуализация подготовки высококвалифицированных пловцов – спринтеров на основе изучения структуры соревновательной деятельности и функциональной подготовленности. – Киев, 1990. – 224 с.
5. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Азбука спорта, 1999. – 203 с.
6. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры. – М.: ФиС, 1996.
7. Бутович, Н.А. Кроль - быстрейший способ плавания / Н.А. Бутович, В.И. Чудовский. – М.: "Физкультура и спорт", 2011. – 127 с.
8. Воронцов А.Р.,Чеботарева И.В., Соломатин В.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: Методические рекомендациии. — Госкомспорт СССР, ВНИИФК, 1990.
9. Войцеховский С.М., Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: ФиС, 1985.
10. Войцеховский, С.М. Физическая подготовка пловца / С.М. Войцеховский. – 2-е изд. перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 142 с.
11. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовке в спорте. М. , 1970. 264 с.
12. Ганат, С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка / С.А. Ганат. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 210 с.
13. Голубев, А.И. Круговая тренировка в физ. воспитании детей школьного возраста / А.И. Голубева, Г.Н. Голубев. – Набережные Челны: Физкультура и спорт, 1997. – С. 8-12
14. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. – М.: Физическая культура, 2008. – 256 с.
15. Донской, Д.Д. Биомеханика. Учеб пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Д.Д. Донской. – М.: "Просвещение", 2010. – 239 с.
16. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. – Москва: Юрайт, 2014. – 527 с.
17. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 443 c.
18. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций / Н.Н. Захарьева. – Москва: Физическая культура, 2012. – 284 с.
19. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – [3-е изд.]. – М.: Сов. спорт, 2009. – 199 с.
20. Запорожанова В.А, В.Н. Платонова. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов – Киев: 1985. – 192 с.
21. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 272 с.
22. Караулова, Л.К. Физиология: учебное пособие для студентов вузов / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Рассулов. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
23. Кашкин, А.А. Возрастная динамика специальной подготовленности юных пловцов: метод. разраб. для студентов специализации "Плавание", слушателей ИПКиППК: [рек. Эксперт. - метод. советом РГУФКCиТ] / А.А. Кашкин, Е.А. Мехтелева; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М.: 2009. – 60 с.
24. Козлов, А.В. Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учебное пособие / А.В. Козлов; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2014. – 131 с.
25. Козлов, А.В. Технологии спортивной тренировки в ИВС плавании: совершенствование спортивных способов плавания: учебное пособие / А.В. Козлов; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2014. – 120 с.
26. Козлов, А.В. Технология спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании: учебное пособие / А.В. Козлов; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья 47 им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2014. – 134 с.
27. Клешнев В. Скорость, темп и шаг в плавании. Плавание IV. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. 2001, Санкт- Петербург, с. 33-36.
28. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 409 с.
29. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры /Учебник. – 2-е издание исп. – М.: Советский спорт, 2010.
30. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. СПб: СПбГАФК, 1998. 435 с.
31. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
32. Лях, В. И. Силовые способности в школе. М.: Физкультура и спорт, 1997.
33. Литвинов, А.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для студентов учреждений высшего образования / А.А. Литвинов, А.В. Козлов, Е.В. Ивченко. – Москва: Академия, 2014. – 272 с.
34. Липский Е.В. Анализ соревновательной деятельности пловца // Научное обеспечение подготовки пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 45
35. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2009. – 530 с.
36. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2009. – 544 с.
37. Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсмена. М.: Здоровье, 1990. 311 с.
38. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. — М.: ФиС, 1987.
39.Холодов, Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М.: Академия, 2003. С. 76.
Мы определили, что наиболее благоприятным периодом для развития взрывной силы силовой выносливости является именно возраст 12-14 лет. В это время наблюдаются наиболее высокие темпы развития функциональных свойств двигательного анализатора. Разработанный комплекс упражнений рекомендуется применять, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки и заканчивая этапом высшего спортивного мастерства.
Необходимо лишь менять дозировку нагрузок в соответствии с целями и задачами конкретных учебно-тренировочных занятий. Некоторые из представленных в комплексе упражнений, например, упражнения с резиной, можно усложнять, используя резину с большей степенью жёсткости или облегчать, добавляя ласты к упражнениям, при проплывании определённых отрезков.
Эта вариативность позволяет более точно подбирать средства для различных этапов тренировочного процесса и индивидуализировать нагрузки для достижения наивысших спортивных результатов.