Я-концепция, как фактор самоопределения в подростковом и юношеском возрасте

Отличная магистерская диссертация в которой на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучено понимание феноменов Я-концепции и самоопределения в подростковом и юношеском возрасте, проведено эмпирическое исследование Я-концепции и самоопределения в подростковом и юношеском возрасте, разработана программа тренинга сказкотерапевтического влияния на формирование положительной Я-концепции и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. В работу включены приложения и объемный список литературы
Author image
Iskander
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
07.10.2022
Объем файла
614 Кб
Количество страниц
151
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4800 руб.
6000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Интерес человека к своей личности, потребность в самоутверждении, стремление найти своё место в жизни - является одними из важнейших потребностей человека. Он постоянно подвергается оценке со стороны окружающих, особенно для человека важна оценка значимых для него людей. В зависимости от этого самооценка и доверие к себе может колебаться.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК ФАКТОР САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

1.1. Понятие, значение и структура Я-концепции ……………

1.2. Особенности Я-концепции в подростковом и юношеском возрасте………………………………………………………

1.3. Личностное самоопределение как психологическая проблема ……………………………………………………

1.4. Психологическое содержание личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте...

Выводы по первой главе …………………………………………………

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………

2.1. Организация и проведение констатирующего этапа

эксперимента…………………………………………………

2.2. Анализ результатов исследования Я-концепции как фактора самоопределения в подростковом и юношеском возрасте ……………………………………………………

Выводы по второй главе ………………………………………………….

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ …

3.1. Программа тренинга сказкотерапевтического влияния на формирование Я-концепции и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

3.2. Результаты внедрения программы тренинга сказкотерапевтического влияния на формирование личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте……………………...

Выводы по третьей главе …………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и педагогика. – М.: Издательство института психотерапии, 2002. –  584 с.

2. Акатов Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников.  / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. – 2014. – № 2 (30) – С. 182-190.

3. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: КГУ, 2009. –  264 с.

4. Алексеев К. И. Метафора как  объект  исследования  в  философии  и психологии // Вопросы психологии, 1996 – №2. – С. 73–85.

5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.С.  Дубровская. – М.  1987. С. 91 – 114.

6. Антонова Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2011. – № 2. – С. 79-92.

7. Бешев С. Д. Математико–статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешев, Ф. Г. Гурич. –  М.: Наука, 1980. – C. 21.

8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

9. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.

10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1982 – 200 с.

11. Бодалев А. А. Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Лениздат, 2000. – C. 15-18.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва [и др.]: Питер, 2008. – 398 с.

13. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2012. – 384 c.

14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: 1986. –  401 с.

15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – С.: Самара, 1996. – 333 с.

16. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. – 2002. –  № 2. –  С. 28 – 40.

17. Вдовина С.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников / С.А. Вдовина, Е.А. Вдовина // Концепт. – 2014. –  № 6.  – С. 679 – 681.

18. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т.4.С. 5 – 220; С. т .,1983. С.244 – 269. 

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. 

20. Гегель В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М.:1977. – Т.3 Философия духа. – 241 с.

21. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование, 1997. – №1. – С. 66-75.

22. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994 – №3.

23. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест [Текст] / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. – М., 1995. – 155 с.

24. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. – СПб.: "Белый кролик", 1995. – 188 с.

25. Глуханюк, Н.С. Психодиагностика. – М.: Academia, 2015. – 363 c.

26. Граник Г.Г. Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая //Вопросы психологии, 1996 – № 3. – С. 43.

27. Гревцов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников / Гревцов А., Бедарева Т. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.

28. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991.—368 с.

29. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.

30. Жоль К. К. Думка, слово, метафора. – Київ.: Магістр – S, 1994. – С. 44.

31. Жук В.С. Стихи на даче. – М.: АСТ, 2007. С. – 68. 

32. Зинкевич–Евстегнеева Т. Д. Практикуи по сказкотерапии. – Речь, 2004. – С. 61-129. 

33. Игнатович В.К. Проектная компетентность старших подростков как условие их личностного самоопределения / В.К. Игнатович, В.В. Якимова // Концепт. – 2015. – № 1. С. 3 – 5.

34. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 190с.

35. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – Спб.: Питер, 2008. – 282 с.

36. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось – 89, 2002. – 192с.

37. Кузнецова Л.Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2 (27). – С. 233 – 235.

38. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Новая школа. 1996. – 426 с.

39. Лернер П.С. Самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодёжи на современном этапе. – 2010. – № 11. –  С. 54 – 61.

40. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: АСТ, 2001. – С. 114.

На первом этапе констатирующего эксперимента было проведено исследование мотивационной сферы. 
С целью определения мотивационного компонента: направленности на социально значимые ценности и нормы (отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе), способности ранжировать свои потребности и соотносить их с реальной ситуацией, способности ставить и обосновывать цели деятельности у подростков и юношей, была использована Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [25], Приложение А. На основании полученных результатов нами были выявлены «Термальные ценности» испытуемых: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, познание, продуктивная жизнь, развитие, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе, удовольствия. А также «Инструментальные ценности» подростков и юношей: аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, терпимость, широта взглядов, твёрдая воля, честность.