Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы довольно высока. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, название говорит само за себя. Дети с таким синдромом беспокойны, неусидчивы, импульсивны, рассеяны и невнимательны. Данные хронические расстройства плохо сказываются на поведении ребенка и его взаимоотношениях с окружающими.
Не всегда у детей низкая успеваемость в учебном процессе происходит из-за пониженного интеллекта. Часто дети с СДВГ ввиду ряда симптомов имеют трудности с усвоением знаний и дальнейшим его использованием. Но не только с учебой могут возникнуть трудности. У подростков с СДВГ часто наблюдается антисоциальное поведение, а также пристрастие к алкоголю и наркотикам. Без должной коррекции, проводимой в раннем возрасте, к концу подросткового периода СДВГ может проявляться в остаточном виде. Взрослые с таким синдромом уже не страдают гиперактивностью, но импульсивность и дефицит внимания никуда не пропадают.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………… 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ………………………………..………..……….. 11
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения синдрома дефицита внимания и гиперактивности……….………………...………….……...… 11
1.2. Распространенность, проявления, возрастная динамика и причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………….………..… 23
1.3. Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивностиу детей……………….……………..……….……………………………....….. 23
1.4. Особенности нейропсихологической коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста..… 28
Выводы по 1-ой главе…………………………………………..…………… 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………..……....…… 38
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…… 38
2.2. Результаты эмпирического исследования ..…………………….…... 45
Выводы по главе 2………………………………………….……..……….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………..………………..………… 70
Список литературы включает 81 источника, из них 3 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 95 страниц. В работе содержится 7 таблиц, 7 рисунков.
ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
1.1. Определение понятия синдрома дефицита внимания и гиперактивности
С начала XIX века началось изучение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Впервые заинтересовался проблемой сверх активного ребенка психоневролог Генрих Гофман. В 1845 году он заметил патологическую активность у своего сына. И только практически через 50 лет в 1902 году впервые дал научное описание данному синдрому педиатр из Англии Джордж Стилл. Он выделил группу детей, которые не отставали в психическом развитие, но имели патологическую активность, импульсивность и отсутствие достаточного внимания.
В 1908 году после эпидемии энцефалита британский невролог Альфред Франк Тредголд попытался связать такие понятия как гиперактивность и минимальные мозговые повреждения.
Очень большой вклад в развитие психиатрии в России начиная с 1920 года внесли Г. Е. Сухарева и Е. А. Осипова. Они утверждали, что патологическая гиперактивность в поведении детей не связана эпилептоидной психикой.
В 50 годах XIX века А. Штраус и М. Лоуфер выдвинули гипотезу о связи гиперактивности с минимальным мозговым повреждением, а именно некорректной работой таламических структур. Они утверждали, что такие повреждения могут появиться в результате локального поражения центральной нервной системы. Подтвердили они эту гипотезу на основании исследований влияния течении беременности и родов на формирование патологической активности детей в будущем.
В 1960 годах изучение данной темы привело к тому, что термин «минимальное мозговое повреждение» недостаточно корректно описывал гиперактивность и отсутствие внимания. Оксфордская международная исследовательская группа по детской неврологии опубликовала новое исследование по этой теме и заменила предыдущую формулиров
К вышесказанному хочется привести пример исследований М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина [64], которые сделали следующий вывод: гиперактивность, вероятнее всего, является защитным механизмом, на некоторое время восстанавливающий нормальные связи в коре головного мозга и тем самым сохраняющий нормальное интеллектуальное развитие ребенка. В данном случае гиперактивность является следствием синдрома, а вместе с тем и симптомом.
Возвращаясь к теме наследственности, стоит рассказать о исследованиях молекулярно-генетических основ СДВГ. Было выявлено несколько участков генома человека, содержащие гена, ответственные за метаболизм нейротрансмиттеров, в первую очередь дофамина и норадреналина [68, 69, 73]. Таким образом, СДВГ – это полигенное расстройство, в развитии и проявлении которого участвуют множественные гены [68, 73]. Это еще раз доказывае