Использование логоритмики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В последнее время в нашей стране можно заметить тенденцию увеличения количества детей с речевыми недостатками. Детям дошкольного возраста все чаще ставится диагноз – «общее недоразвитие речи». У детей с речевыми нарушениями отмечаются синкинезии, трудности с усвоением двигательных программ, моторная неловкость, неуверенная и неточная координация движений, пальцев, снижение ловкости и скорости выполнения движений. У многих детей можно заметить неумение рисовать, лепить, делать аппликации. Дети неправильно держат карандаш. Моторная неловкость проявляется также в затруднениях при застегивании пуговиц, молний, завязывании бантиков и шнурков.
Изучением мелкой моторики занимались такие ученые как Монтессори М., Бехтерев В.М., Сухомлинский В.А., Павлов И.П., Лурия А.Р., Сеченов И.М., Кольцова М.М. и т.д.
Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, как одно из средств развития речевой деятельности, является актуальной логопедической проблемой. Учеными доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь и моторные центры пальцев находятся рядом. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.
Содержание
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 7
1.1.Формирование мелкой моторики в онтогенезе 7
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей с ОНР 12
1.3. Особенности нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уроня 17
1.4. Значение логоритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 20
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ 27
2.1. Описᶥание методики обследовᶥания 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.3. Разработка программы логопедической работы по развитию мелкой моторики 35
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы не найден
М. Монтессори подчёркивала в своих работах важность развития мелкой моторики. Она связывала развитие мелкой моторики с развитием самостоятельности ребёнка. Развитие мелко-моторных функций при наличии достаточной координации движений, концентрации внимания, позволяет ребёнку довести выбранную работу до конца с надлежащим качеством, получить удовольствие от трудовой деятельности и, следовательно, получить мотивацию к дальнейшему занятию такой деятельностью. [31]
Ряд учёных, в том числе М.М. Кольцова, выявили и обосновали взаимосвязь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Связь между артикуляционной и ручной моторикой развивалась филогенетически. В ранних периодах развития человечества общение происходило при помощи голоса и жестов. Сам по себе артикуляционный аппарат первых людей не был достаточно развит, чтобы произносить дифференцированные сигналы, поэтому люди помогали себе в общении жестами. [20]