Демонизм как архетип в образе животного
Введение
Для отечественных ученых задача осмыслить сказанное в суеверных текстах ставилась так, что решение не было ни планомерным, ни последовательным. Мифы записывались и сохранялись длительное время, а саму эту деятельность осуществляли этнографы, начинали систематизировать так, чтобы материал лег в основу словарей славянско-русской мифологии.
Издатель М.Д. Чулков к 1767 году представил работу «Краткий мифологический лексикон», и к 1782 г. вышла еще одна книга этого автора «Словарь русских суеверий», чтобы изложить материал системно. Затем аналогичную работу представили научному сообществу М.В. Попов («Описание древнего славенского языческого баснословия…», 1768г.), А.С. Кайсаров («Славянская и российская мифология», 1810 г.), Г.А. Глинка. Но исследователи проработали богов, в которых народ веровал в дохристианскую эпоху, тогда как демонология низшего порядка и ее персонажи не рассматривались. Без упомянутых изданий исследователи мифологических образов не имели точки отсчета, с к
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характеристика мифологии 6
1.1. Зарождение мифологии, её связь с религией, возникновение верований и суеверий 6
1.2. Образ животного как «Демонического существа» 12
Глава 2. Анализ произведений русских писателей 20
2.1. Архетипы демонических существ в произведениях Н.В. Гоголя 20
2.2. Архетипы демонических существ в произведениях И.С. Тургенева, А.К. Толстого 24
Архетипы демонических существ в романе М. А. Булгакова 29
Заключение 35
Список литературы 37
Список литературы
1. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. № 3. С. 125
2. Аринина Л.М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. - Вологда, 1987.
3. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. - М.: Эксмо, 2007.
4. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000.
5. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1891. - Т. III: Банки - Бергер.
6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита; Письма // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. - М.: Худ. лит-ра, 1990. - Т. 5.
7. Гулевич Елена Витальевна, Автухович Т. Е. «Таинственное». От Тургенева к Джеймсу // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2010. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tainstvennoe-ot-turgeneva-k-dzheymsu (дата обращения: 26.05.2022).
8. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. - М.: Худ. лит-ра, 1967.
9. Кирсанова Ольга Тимофеевна Первобытные верования и мифология // Вестник РГЭУ РИНХ. 2007. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervobytnye-verovaniya-i-mifologiya (дата обращения: 26.05.2022).
10. Кузнецов Родион Игоревич Проблемы соотношения мифологии и религии в религиозной культуре // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sootnosheniya-mifologii-i-religii-v-religioznoy-kulture (дата обращения: 26.05.2022).
11. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. С. 48.
12. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М.: Мысль, 1996. — С. 96
13. Малкова, Т. Ю. Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Т. Ю. Малкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 1. — С. 218-223. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2615/ (дата обращения: 26.05.2022).
14. Мейлах М.Б. Левиафан // Мифолгический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1990. - С. 308.
15. Миллионщикова Т.М. Демоны и бесы в произведениях Лермонтова и Гоголя // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demony-i-besy-v-proizvedeniyah-lermontova-i-gogolya (дата обращения: 26.05.2022).
16. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1982
17. Никольский Евгений Владимирович Образы вампиров в повестях В. И. Даля и А. К. Толстого в контексте Европейского романтизма // Studia Humanitatis. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-vampirov-v-povestyah-v-i-dalya-i-a-k-tolstogo-v-kontekste-evropeyskogo-romantizma (дата обращения: 26.05.2022).
18. Орлов М.А. Сказания и легенды средневековой Европы. - Ростов н/Д: Феникс; СПб.: Северо-Запад, 2007.
19. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
20. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 613 с.
21. Русская литература и ее демоны. Russian literature and its demons / ed. by Р. Davidson. - N.Y. : Berghahn books, 2000. - 548 p.
22. Русская мифология: энцикл. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007.
23. Семенова М. Мы - славяне!: Популярная энциклопедия. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
24. Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». - М.: Яуза, Эксмо, 2006.
25. Топорков А.Л. Предвосхищение понятия «архетип» в русской науке XIX века // Литературные архетипы и универсалии. М., 2001. С. 69-85.
26. Топоров В.Н. Животные // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 442.
27. Топоров В.Н. Кот // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. - М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т. 2: К - Я. - С. 11.
28. Урюпин И.С. Синтез культурных кодов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образ Коровьева-Фагота в контексте восточно-славянской и западно-европейской мифологии // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. гуманитарные науки. - Тамбов, 2008. - Вып. 5 (61). - С. 304-309.
29. Урюпин И. С. Фольклорная природа образа кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklornaya-priroda-obraza-kota-begemota-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-1 (дата обращения: 26.05.2022).
30. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. 605 с.
31. Хэрриот Дж. Кошки и собаки. М.: Захаров, 2009. С. 110.
32. Цзян Минюй Мотивы «Таинственных» повестей И. С. Тургенева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-tainstvennyh-povestey-i-s-turgeneva (дата обращения: 26.05.2022).
33. Шапинская Екатерина Николаевна Образ животного в текстах культуры // Культура культуры. 2017. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhivotnogo-v-tekstah-kultury (дата обращения: 26.05.2022).
34. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Академический проект, 2009. С. 50.
Для животного общение и жизнь вблизи человека является важной, чтобы решать те или иные трудности. В книге рассказано, как пес умирал без помощи и ухода, забытый и заброшенный, но за спасение собаки взялась пенсионерка миссис Донован. Пес получил имя Рой и обрел счастье в обществе этой женщины. Автор искал факторы, изменившие линию судьбы пса, которого бросили хозяева, и побудившие женщину взять над животным шефство и приютить его в добром и светлом доме, дать право на общение и жизнь [31].
Итак, люди меняют ход жизни собак, но и пес может ответить тем же. Миссис Донован протянула руку помощи собаке и устранила некоторые проблемы в своей жизни. Рой стал преданно дружить с женщиной и сопровождать ее повсюду. Наиболее существенно то, что пенсионерка реализовала тягу и призвание к ветеринарии, а Роя спасла, чем воплотила в жизнь мечту, ее сердце ли