Прокурорский надзор за законностью деятельности органов исполнительной власти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Ни для кого не секрет, что государству необходима эффективно действующая система правопорядка и законности. Существует реальная потребность в организации государственной и общественной жизни так, чтобы соблюдение закона было обязательным и даже необходимым требованием для каждого члена общества.
К сожалению, недостатки в применении и исполнении законов в Российской Федерации были всегда. Нужно сказать, что причинами такой сложности в реализации законов являются не только проблемы юридического характера, но и негативные явления в различных сферах общественных отношений. И для того, чтобы ликвидировать эти негативные факторы, необходимо усилить работу правоохранительных органов, которые непосредственно входят в механизм гарантий законности.
Особое место в данном механизме гарантий законности занимает прокуратура. Данный орган обладает важнейшими функциями, такими как надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражд
Оглавление
Введение 3
1. Сущность прокурорского надзора в сфере исполнительной власти 5
1.1. Понятие, основные задачи и особенности прокурорского надзора 5
1.2. Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере исполнительной власти 8
2. Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов 13
2.1. Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной власти 13
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 18
Заключение 23
Источники и использованная литература 25
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (изм. от 27.04.2022 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (часть I), ст. 1.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (изм. от 01.07.2021 г.) // Российская газета от 18.2.1992 г.
II. Научная и учебная литература:
4. Скуратов Ю. И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в РФ // Прокуратура в правовом государстве. Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Ген. прокуратурой РФ.М., 1997. С. 12–65.
5. Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы общей части: Учебное пособие / Томск: Изд-во. 2008. С. 23–24.
6. Рябцев В. П. Избранные труды / сост. Р. В. Жубрин, Ю. В. Важина, В. А. Немировский; вступит. ст. Ф. М. Кобзарева; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации (Научные труды ученых Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации). М. 2014. С. 12–13.
7. Поляков М. П., Федулов А. Ф. Прокурорский надзор: конспект лекций / 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование. 2009. С. 9.
8. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: учебник. М.: Проспект, 2006. 536 с.
9. Басков В. И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.,1998. 480 с.
10. Мельников А А. Надзор за исполнением законов // Законность. 1998. № 3. С. 7–16.
11. Алимханов А. А. Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и его ограничители //Молодой ученый. 2020. № 24. С. 250–252.
Основным императивом осуществления надзорной деятельности выступает безусловное исключение подмены функций других контрольных ведомств. Сущность надзорной деятельности в рассматриваемой области не допускает применение сплошного контроля, проведение иных ревизионных мероприятий. Данное условие предопределяет нацеленность работы прокуроров на изучение фактических обстоятельств совершения противоправных действий и получение необходимой информации об их причинах. Вместе с тем работа сотрудников надзорного ведомства предполагает ис