Развитие способностей в младшем школьном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир подвержен постоянным изменениям, темпы развития общества принуждают человека к постоянному совершенствованию, познанию новшеств, приспособлению к новым жизненным условиям. На рынке труда, в данный момент времени, более востребованы личности, готовые быстро вникать в новую ситуацию иметь творческий подход в решении возникших проблем. На протяжении нескольких столетий в научной среде была распространена точка зрения, согласно которой, если человек обладает определенными экстраординарными способностями, то они обязательно найдут проявление в соответствующих видах деятельности (в художественном творчестве, научных изысканиях и т. д.).
На этом основании даже получил распространение афоризм «Талант всегда пробьется». Однако исследования последних лет полностью опровергли данную точку зрения. Одаренность, высокий уровень развития определенных способностей могут существовать, лишь пребывая в непрерывном движении, разностороннем развитии. Образно говоря, зад
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы исследования способностей младших школьников…………………………………………………………………….….6
1.1. Способности младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2. Психолого-возрастные особенности развития младших школьников………………………………………………………………………..8
Выводы по первой главе………………………………………………….10
2. Развитие способностей младших школьников……………………….11
2.1. Развитие способностей младших школьников в рамках ФГОС НОО………………………………………………………………………………11
2.2. Характеристика различных приемов развития способностей младших школьников……………………………………………………………12
Выводы по второй главе………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова, О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников [Текст] / О.П. Агафонова // Журнал «Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». – 2010.– №6. – С. 30-32
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие [Текст] / Л.Н.Блинова. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский.– СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.:Речь, 2012. – 694 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2015. – 656 с.
6. Дубровина, И.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения [Текст] / И.В.Дубровина // Журнал « Практическая психология и логопедия». – 2008. – №4. – С.46-49.
7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – Спб.:Изд-во «Питер», 2012. – 434с.
8. Кондратьева, Н.В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения [Текст] / Н.В. Кондратьева // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета».– 2016. – № 4. – С.20-25.
9. Крестьянинова, Е.Н. Коммуникативное творчество в современном обществе [Текст] / Е.Н. Крестьянинова // «Приволжский научный вестник». – 2012. –№ 2 – С.34-42.
10. Крылова, Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы. [Текст] / Н.Б. Крылова // библиотека журнала «Директор школы». – 2010.– № 6 – С.51-57.
Большое влияние на развитие творческих способностей ученые уделяют процессу воображения. Л. С. Выготский отмечал: «Воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех решительных сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество [5, с.3]. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение» [8, с.47].
Таким образом, мы считаем, целесообразно уделить внимание приемам развития воображения. «Прием обучения», как определяется в «Педагогической энциклопедии», – конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения» [35]. Как было отмечено ученными, что преобразования действительности в воображении, определяет