Психологические аспекты подросткового возраста

В данной курсовой работе изучены психологические теории подросткового возраста. Рассмотрены психологические аспекты нарушений поведения у подростков.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.10.2022
Объем файла
65 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ.
Подросток дома, в школе, на улице – это развивающаяся многогранная личность, требующая индивидуального подхода с учетом его возможностей, интересов, потребностей, внутреннего мироощущения, самооценки, мотивации. Подросток дома часто конфликтует, отстаивая свою независимость и самостоятельность, протестуя против родительского контроля, создавая фрустрирующие ситуации, как для себя, так и для старшего поколения. Подросток в школе – это возможность для педагога пустить в ход все свои профессиональные навыки для продуктивного вовлечения ученика в образовательный процесс, поскольку учебная деятельность сменяется эмоционально-личностным общением. Подросток в свободной от ограничений социальной среде, будь то на улице среди друзей, или на дополнительных секциях отличается разнонаправленными тенденциями: с одной стороны стремится походить на сверстников, заслужить их уважение, найти общие интересы, а с другой стороны – выделиться, не быть похожим на других с неразборчивость средст

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………... 6
1.1 Социальная сторона развития в подростковом возрасте…………… 6
1.2 Взгляды Ш. Бюлер, Л.С. Выготского, Л.И. Божович насущность подросткового возраста, течение кризиса…………………. 8
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА……………... 11
2.1 Ведущая деятельность в подростковом возрасте…………….……. 11
2.2 Особенности формирования личности подростка………………. 12
2.3 Коммуникативные навыки и особенности общения подростка….. 14
2.4 Особенности развития познавательных процессов подростков….. 15
2.5. Психологические аспекты нарушений поведения у подростков. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......... 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...... 22
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Бондарёва М.Ю., Ткач Е.Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте // Педагогика. Психология / Под ред. М.Ю. Бондарёвой, Е.Н. Ткач. – М.: Вестник ПСТГУ, 2014. – С. 97-109.
3. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.
4. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2014. – 416 с.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
6. Крутецкий В.А. Психология. Учебник. – М.: Альянс, 2020. – 336 с.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2018. – 420 с.
8. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Учебное пособие для вузов. – 9-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Академический проект, 2019. – 303 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2019. – 460 с.
11. Ондар Л.М. Самосознание в подростковом возрасте // Психологические науки / Под ред. Л.М. Ондар. – М.: Вестник ТГУ, 2012. – С. 69-73.
12. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. / Под ред. А.В. Толстых. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
14. G. Stanley Hall

Ведущей стороной деятельности в подростковом возрасте является развитие взаимоотношений. У подростка преобладает потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, осознавать себя как личность, отличную от других людей. Подростки усваивают нормы человеческих взаимоотношений, стремятся выйти за рамки учебного взаимодействия, трансформируя его в интимно – личностное и стихийно – групповое общение. У подростков благодаря деятельности общения возникает новый уровень сознания, углубляется его социальное содержание, а также формируется мотивационно – потребностная сфера личности. Конкретным типом деятельности, обеспечивающим взаимоотношения подростков, выступает социально признаваемая и социально одобряемая деятельность. Ведущий тип деятельности подростка связан с осо