Гендерные особенности родительского отношения к детям
Введение
Семья для ребенка — первая социальная микросреда. С точки зрения В. Н. Дружинина, семья — это структура, состоящая из отношений доминирования-подчинения (власти), ответственности и эмоциональной близости, причем последние характеристики вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. По мнению В. Н. Дружинина, «не может быть никакого института общества более несвободного (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку), более жесткого, чем семья». Особенно точно данное высказывание отражает социализирующее влияние семьи в плане усвоения детьми стереотипов поведения.
Семья — институт социализации, с которого начинается процесс конструирования гендера, гендерной системы. По мнению Н. Ю. Ерофеевой, семья представляет из себя пока еще полоролевую систему, хотя уже появились семьи — гендерные системы, без четкого распределения полоролевых функций.
Содержание
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения гендерных особенностей родительского отношения к детям. 6
1.1. Родительское воспитание: стили и установки родителей по отношению к детям. 6
1.2. Гендерные различия в родительском отношении. 14
Глава II Эмпирическое исследование гендерных особенностей родительского отношения к детям. 19
2.1. Обоснование методик исследования. 19
2.2. Организация и ход исследования 21
2.3. Результаты исследования 21
Заключение 29
Библиографический список 32
Приложение 1 35
Приложение 2 39
Библиографический список
- Алѐшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 2013.- № 2.- с.60-72.
- Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодѐжи.- Вильнюс.- 2014.- 46с.
- Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена// Вопросы психологии.- 2013.- №6.- с.155-164.
- Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев. С англ. Н.Рассказовой, А. Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014.- 528с.
- Бодалѐв А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии.- 2015.- №1.- с.122-127.
- Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2015.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2014.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012.- т.4.
- Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С. 14-24.
- Гозман Л.Я., Алѐшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2013.- №4.- с.84-92.
- Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социальноп олитическийжурнал.- 2015.- №6.- с.74-87.
- Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Форум, 2014.- 258с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 2014.- 237с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2016.- 320с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарьсправочник.-Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2014.– 567с. 87
- Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 2014.- №1.- с.9-17.
- Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2015.- с.308.
- Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста// Психологическая наука и образование.- 2014.- № 3.-с.35.
- Искольдский Н. В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1985. - №3. – С. 77-84.
- Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детскородительских отношений // Школа здоровья.- 2014.- №2.- с.5-14.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребѐнка.- М.: Воронеж, 2014.- 216с.
- Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// Журнал практического психолога.- 2013.- №3.- с.51-5
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль:, 2012.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2013.- 240с.
- Панфилова М.А. Тест для родителей // Обруч.- 2014.- № 3.- с.12.
- Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 2015.- № 1.- с.77-82.
- Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детскородительских отношений // Вопросы психологии.- 2014.- № 1.- с.19-26.
- Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С. 277-280.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2012.- 322с.
- Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.
- Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. – С. 67-88.
- Смирнова Е. О., Собкин В. С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков). // Вопросы психологии. – 1999. -№6.3 –11 с.
- Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. – 1991. – №3.
Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.
По своей сути, в настоящее время для родителей, жестко влияющих на гендерную социализацию своего малыша, на формирование его гендерной роли в семье, ребенок — материал для конструирования, некоего вымышленного ими образа, из которого они лепят все, что им захочется, не учитывая реальных потребностей, способностей, возможностей и желаний самого ребенка. Но ведь для того, чтобы ребенок вырос человеком, способным бороться со всеми тяготами жизни, самостоятельным, решительным, сильным, ответственным, имеющим собственное мнение, процесс социализации в семье должен предусматривать его активность, освоение гендерной роли через его собственный анализ отношений между членами семьи. Таким образом, важнейшим условием правильного протекания процесса полоролевой идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных половых ролей.