Лингвокультурологический аспект репрезентации женского образа.
ВВЕДЕНИЕ
Система представления образа женщины в России переживает ряд трансформаций под влиянием социальных, экономических и политических преобразований последнего времени. Через СМИ можно проследить интересы, ценности, представления о нормах поведения, а также актуальные в тот или иной период времени проблемы для аудитории. Стилистические и языковые особенности же, в свою очередь, являются важным аспектом для понимания того, в каком направлении развивается гендерное сознание в России.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время зарубежные и отечественные гендерные исследования обращают внимание на изменение образа женщины в СМИ. Отмечается возросший интерес к проведению анализа языковых и стилистических особенностей публикаций и иллюстративных контекстов женских журналов, конструирующих образ женщины и женственности.
Актуальность темы и степень ее разработанности обусловили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом исследования выступают сове
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ЯЗЫК КАК ОТРАЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЖУРНАЛЫ - СМИ
1.1 Журнал как языковой носитель и способ отражения действительности
1.2 Особенности гендерных стереотипов в отношении женщин.
1.3 Отражение языковых и стилистических особенностей при описании образа женщины в журналах.
Выводы по 1 главе
II. СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ЖУРНАЛАХ
2.1 Особенности женского советского журнального образа
2.2 Особенности женского современного журнального образа
2.3 Сравнительный анализ советского и современного женских образов в журналах
Выводы по 2 главе
III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
3.1 Значимость работы для целевых групп исследования
3.1.1 Значимость работы для широкого круга населения
3.1.2 Значимость работы для культурологов и историков
3.1.3 Значимость работы для журналистов и лингвистов
3.1.4 Значимость работы для блогеров и контент-мейкеров3.2 Факторы затрудняющие и стимулирующие фактическую реализацию результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белая Н.В. Гендерная картина мира и образы маскулинности и феминности / Н.В. Белая / Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». ‒ 2010. № 1. С. 21‒23.
2. Гиталов С.В. Гендерный аспект языковых средств, используемых в рекламе продуктов питания / С. В. Гиталов / Вопросы филологии и переводоведения: сборник научных статей. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. С. 17–26.
3. Дежина Т. П. Этапы становления концепта «гендер» в зарубежной и Отечественной лингвистике / Т. П. Дежина / Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 4–1(70). С. 76–79.
4. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи / Русский язык в его функционировании; под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1993. 129 c.
5. Ильин Е. П. Пол и гендер. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 686 с.
6. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста / Фак. журналистики Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. М.: Медиа-Мир: Фак. журналистики МГУ, 2008. 101 c.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер и др. 5-е европейское изд.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2013. 752 с.
8. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 375 с.
9. Осипян Т. Г. Особенности использования лингвистических приемов в рекламных текстах / Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2013. – № 6. С. 58–66.
10. Miller C. Words and Women / C. Miller, K. Swift. Garden City, N.Y.: Anchor Press, 1977. 197 p.
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
11. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. Яз.; Полиграфресурсы 1996. 960 с.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
12. Журнал «TheNewYorkTimes» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2012/07/21/arts/magazine-editors-and-photographers-on-retouching-photos.html(дата обращения: 20.05.2022)
13. Портал «Кульура.РФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/215998/chemu-uchili-zhenskie-zhurnaly-proshlykh (дата обращения: 20.05.2022)
14. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. V, вып. 1-2 (15-16). С. 120 – 139.
15. Шабанова Т.Л. Исследование нарушений пищевого поведения у лиц юношеско-студенческого возраста / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 9. С. 91-95;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11833 (дата обращения: 20.05.2022).
16. Aronson, Amy Beth. Domesticity and Women’s Collective Agency: Contribution and Collaboration in America’s First Successful Women’s Magazine. American Periodicals, 2001. 23 р.
Большую часть времени они проводит на работе, у нее не почти хватает времени на семью: «Выступайте инициатором возрождения славной традиции первых пятилеток – широкого вовлечения жен рабочих и служащих в общественную работу» («Работница» 1950 №7), «Самыми различными вопросами занимаются женские комитеты жен и матерей» («Советская женщина» 1955 №1). Говоря о рабочей деятельности, авторы делают акцент, что трудятся не просто обычные девушки, женщины, а жены, матери, показывая таким образом глубокую вовлеченность женщин с разными социальными ролями.
Иногда работниц можно узнать по неухоженному, неопрятному или мужеподобному внешнему виду: фотографы и художники не считали важным просить женщин прихорошится перед позированием, так как не видели ничего плохого в непривлекательности тех, чья функция – труд: «Oттого, что управляешь машиной, которая так запросто справляется с крепчайшим металлом, чувствуешь себя очень сильной, как-то особенно остро ощущаеш