Межкультурные отношения в российских школах
Введение
На территории России проживают около 190 народов, поэтому для нашего общества чрезвычайно актуальна проблема межкультурной коммуникации.
В последние годы происходит активная миграция народов, их переселение, смешение, что нередко становится причиной различных конфликтов. В то же время человечество открывает новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.
Существование культурных различий не могло не отразиться на системе школьного образования. Так, в настоящее время школьники различных культурных групп должны научиться взаимодействовать и уважать различные культурные традиции. В результате происходят изменения в подходах к обучению, разработка технологий и практик поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание языков и культуры различных этнических групп.
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты изучения межкультурных отношений. 5
1.1. Понятие о межкультурных отношениях. 5
1.2. Современное состояние миграции в России. 10
2. Особенности межкультурных отношений в школе. 14
2.1. Взаимоотношения с мигрантами в школе: проблемы адаптации. 14
2.2. Пути решения проблем межкультурных отношений в школе. 17
Заключение. 22
Список литературы.. 24
Список литературы
Аванесова, Г.А. Взаимодействие культур / Г.А. Аванесова // Культурология. ХХ век: словарь. – СПб. : Университетская книга, 1997. – С. 70-72.
Андреева, С.М. Межкультурная коммуникация как один из способов развития цивилизаций в поликультурном социуме / С.М. Андреева, А.М. Андреева // Науч. ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2013. – Вып. № 23 (166). – Т. 26. – С. 170-178.
Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М. : МПСИ, 2005. – 135 с.
Берри, Д. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы [Электронный ресурс]. – URL: http://rl-online.ru/articles/3_4-01/198.html (дата обращения: 20.05.2022).
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. – 466 с.
Васильева, Н.И. Межкультурная компетенция, стратегии и техники ее достижения [Электронный ресурс] / Н.И. Васильева. – URL: http://edu.ru/li/journal/vasilievaN.htm (дата обращения: 20.05.2022).
Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М. : Русский язык, 1990. – 246 с.
Гринева, Е.А. Полиэтническая культура школьников: диагностический аспект / Е.А. Гринева, Л.Н. Белоногова, М.Г. Заббарова // Наука и школа. – 2010. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polietnicheskaya-kultura-shkolnikov-diagnosticheskiy-aspekt (дата обращения: 20.12.2021).
Гузикова, М.О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / М.О. Гузикова, П.Ю. Фофанова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 124 с.
Зборовский, Г.Е. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации / Г.Е. Зборовский, Е.А. Щуклина // Социс. – 2013. – № 2. – C. 80-91.
Куприна, Т.В. Детско-юношеская миграция: проблемы и новые направления поликультурного образования и воспитания / Т.В. Куприна // Социально-экономические и пространственно-временные особенности развития демографических процессов в регионах Ро
В 2018 г. российское гражданство получили 269 тыс. человек и ещё более миллиона человек составили численность постоянного иностранного населения, проживающего по виду на жительство или разрешению на временное проживание (на отчётный период). В 2020 г. насчитывалось 926 905 иностранцев, постоянно живущих в России, и 656 347 получили гражданство РФ.
Перемещения не всегда носят добровольный характер: люди и семьи покидают дома, спасаясь от войны или преследований разного рода в своей стране (по религиозному и этническому признаку, политическим взглядам и т. д.). В 2018 г. численность беженцев и лиц, получивших убежище в России, составила 126 тыс. человек [19].