Влияние отношений с родителями на межличностные отношения молодых людей
ВВЕДЕНИЕ
Изучение межличностных отношений является одним из важных направлений в современной психологии. Проблеме отношений личности посвящено множество работ в рамках отечественной психологии (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.Н. Куницына, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский и др.). Большинство из них рассматривали понятие «отношение» как компонент структуры личности.[1] Влияние стилей взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Изучение детско-родительских отношений является особо важным фактором влияющим на становление личности. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали остаются . Именно ими будет уже зрелый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор, расставляю для себя приоритеты. Впечатления полученные в детстве, влияют на определение дальнейшей работы человека, его жизненного пути.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоритические основы изучения влияния отношений с родителями на межличностные отношения молодых людей………………………….…………………...………………………….5
1.1Понятие межличностных отношений в психологии…..……………………………………………………………......5
1.2 Роль семьи в развитии межличностных отношений …………………..9
1.3 Родительски детские отношения в ранней взрослости ……………..12
1.4 Выводы по первому разделу…………………………...……………… 15
2 Эмпирическое изучение влияния отношений с родителями на межличностные отношения молодых людей…..……………………………………………… …………………….17
2.1 Обоснование гипотезы ………………………………. ……………..17
2.2 Методика исследования ……………………………………………..18
2.3 Анализ Результатов ……………………………………....................24
2.4 Выводы по второму разделу…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников ……………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды/Б.Г. Ананьев. – В 2-х т. – Т.1. –М.: Просвещение, 1980. -372с.
2 Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996. С. 6-22 (Предисловие Д. Элкинда).
3 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
4 Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев : Лыбидь, 1990. – 192 с.
5 И. С. Кон .Психология юношеского возраста / И. С. Кон – М.: Книга по Требованию,2013. – 176 с
6 Выготский Л.С. Проблема возраста. // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268 ..
7 Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие/Э.Г.Эйдемиллер. Москва.,1996 г
8 Аверин В.А. "Психология детей и подростков", Учебное пособие - 2- е издание, издательство Михайлова, 2008 год
9 Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. [Электронный ресурс] https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30161_full.shtml
10 Дубровина И.В.Семья и социализация ребёнка//Возр. и пед.псих.с.50
11 Карнацкая Нелли Владимировна Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka
12 Личко А.Е., «Подростковая психиатрия», Л, 1979
13 Зденек Матейчек «Родители и дети» Москва Просвещение 1992.
14 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2012. - 576 с
15 Возрастная психология / Сост. М.В.Оленникова. - Спб. ООО «Сова», 2004.
16 Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - Воронеж, 1995. - 172 с.
17 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
18 Марковская И . М . Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия . 1999.
19 Духновский С.В. опросник Субъективная оценка межличностных отношений
20 Г.Т.ХоментаускасСемья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989г.-160 с.
Игнорирующий стиль, при неё присутствует полное безразличие в интересах ребёнка. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они всё ровно на его потребности и запросы.
Основываясь на работах отечественных исследователей, стоит отметить, что на подростке сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят подростку в семье. Под влиянием типа семейных, а так же возможность подростка находить поддержку в семье формируется личность, его отношение к окружающим его людям, межличностные отношения как со взрослыми, так и со сверстникам. Подростковый возраст – это период полово