Проблемы финансирования государственных образовательных учреждений. Пути решения
ВВЕДЕНИЕ
Образование является самым эффективным инструментом развития человеческого капитала. Именно институт высшего образования закладывает фундамент для обеспечения развития научно-технического прогресса, развития малого и крупного бизнеса, появления новых востребованных специальностей на национальном рынке труда. Очевидно, что для эффективного функционирования системы высшего образования в России необходимо осуществлять достаточное субсидирование высшего образования как с помощью средств, выделяемых из федерального бюджета, так и с помощью средств частных инвесторов. Помимо этого, российским университетам необходимо разрабатывать стратегии эффективного применения собственных доходов из внебюджетных источников.
В теоретической части данной работы будут рассмотрены виды образовательных учреждений России, существующие источники финансирования, структура финансирования государственных образовательных учреждений из средств федерального бюджета. Будут рассмотрены проблемы финансирования российских университетов, примеры развития целевых эндаументов в европейских вузах как способ решения проблемы высокой зависимости вузов от средств федерального бюджета.
В практической части будет представлена модель оболочечного анализа данных, используемая в мировой практике как инструмент для оценки эффективности деятельности фирм.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Структура системы образования в России и виды образовательных учреждений 5
1.2 Источники и проблемы финансирования государственных образовательных учреждений. 12
1.3 Негосударственные меры поддержки, оказываемые образовательным учреждениям в настоящее время. 20
1.4 Международный опыт развития Эндаумент-Фондов. 26
1.5 Примеры инвестиционной деятельности зарубежных вузов. 31
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
2.1 Обзор оболочечного анализа данных 39
2.2 Обзор оценки эффективности зарубежных вузов. 47
2.3 Анализ эффективности финансирования российских вузов. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ».
2. Скиданова Е.А. Дошкольное образование в России: от первых шагов до статуса первой ступени в системе непрерывного образования. Вестник БелИРО №4 2018. ст.12-17
3. Мухамед, Т. В. Основные функции образования в системе современной культуры / Т. В. Мухамед // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. – № 2 (17)
4. Эркин, А. Ф. Уточнение социальных функций образования в контексте государственной образовательной политики / А. Ф. Эркин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2015. – № 3 (26).
5. Меликсетян С.Н. Роль органов государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т.21, №7. С. 759 – 778
6. Расходы федерального бюджета 2021-2023. Источник: Шашина А.А, Пинигина А.А “Финансирование Образования в России. Пути Решения”. Научно-практический журнал Аsпирант 2020, стр 307.
7. S.S Dоnеtskаiа (2017)., Rеsеаrсhing соrruрtiоn in Russiаn univеrsitiеs. Рrоblеms оf Есоnоmiс Trаnsitiоn 2017, стр. 531.
8. А.N. Dеgtiаrеv аnd R.I. Mаlikоv (2004), Dеlоvаiа kоrruрtsiiа v Rоssi ЕKО (2004), nо. 7, рр. 38–45.
9. Fоrrаt N.V. Thе Рrоblеms оf quаlity оf highеr еduсаtiоn: wоrld саlls аnd thеir Russiаn trаnsfоrmаtiоns.// Еduсаtiоn quеs-tiоns – 2009. – № 2. – М – Р. 130.
10. Дьячкова Э. А. Управление доходами от целевого капитала в университетах // Вопр.образования. 2016.№ 1. С. 218–232
11. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций : федер. Закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант.
12. М.А Новоселова, Н.В Кочерягина. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1// Роль университетских эндаументов в финансировании инновационных проектов государственно-частного партнерств .2018. стр 76-77.
13. Подольская А. П., Харламова Е. 2018 Основы управления целевым
капиталом : этапы формирования и механизм работы. Стр 56-59 .
14. Bаlаtskiy Е. V (2017) .Univеrsity еndоwmеnts аnd thе соmреtitivеnеss оf Russiаn Univеrsitiеs.р 35-38
В данной главе будут проанализированы конкретные примеры оценки эффективности зарубежных университетов с помощью использования классической модели DЕА. В Англии в 2006 году проводилось исследование с помощью оболочечного анализа данных, в котором были оценены результаты деятельности английских университетов с помощью большого количества входных и выходных параметров, среди них были: средний балл успеваемости студентов, обучающихся в Великобритании, объем грантов, выплаченных университету, численность ППС, доходы от научно-исследовательской деятельности и другие. Кроме того, была использована версия модели DЕА, в которую не вошли незначительные параметры: расходы на содержание компьютерных классов и библиотечные затраты. В данной статье автор выявляла существенные различия в деятельности между университетами разных направленностей. Ниже приведена таблица с показателями эффективности английских вузов.