Обратная связь на уроках информатики
1. Теория
Что такое «обратная связь» в контексте обучения?Для того, чтобы разобраться в том, что означает термин «обратная связь» в контексте обучения, стоит обратиться к ранним научным исследованиям, в которых он упоминается или определяется.
Впервые термин «обратная связь» был введен основоположником кибернетики Норбертом Винером. Так, в своей исследовательской работе под названием «Кибернетика и общество» исследователь определил обратную связь как «управление машиной на основе действительного выполнения ею приказов, а не ожидаемого их выполнения» [1]. Иными словами, под обратной связью понималась поступающая от контролируемой машины информация, необходимая для ее правильной работы под контролем управляющей системы.
В дальнейшем в результате быстрого роста научного знания понятие обратной связи начинает активно использоваться в широком спектре научного поиска, в том числе в науках о человеке – педагогике, социологии, биологии.
Содержание
Содержание 2
1. Теория 4
1.1 Что такое «обратная связь» в контексте обучения? 4
1.2 Какой бывает обратная связь? 7
1.3 Какая обратная связь эффективна? 9
1.4 Как обратная связь применима к урокам информатики? 11
Список литературы 14
Список литературы
Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностранной литературы. 1958. – 200 с.
Бессонов К. А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента // Juvenis scientia. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-pedagogicheskom-vzaimodeystvii-prepodavatelya-i-studenta (дата обращения: 30.03.2022).
Клец Т. Е. Обратная связь как средство диагностики педагогических результатов иноязычного интерактивного общения / Т. Е. Клец // Труды Псковского политехнического института. – 2011. – №15. – Том 1. – С. 82–87.
Касаткин С. Ф. Техника обратной связи в аудитории // Новые знания. – 2002. – №4. – С. 31–35.
Лукьяненко О. Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-didakticheskom-informatsionnom-vzaimodeystvii-pedagoga-i-uchaschihsya (дата обращения: 04.04.2022).
Коренев А. А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-obuchenii-i-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 04.04.2022).
Hattie J, Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. №1. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.3102/003465430298487 (дата обращения: 04.04.2022).
Thorndike E. L. Human learning.: The Century Co. 1931. – 200 с.
Белянина И. Н., Богомаз И. В. Познавательные барьеры студентов ВУЗа и педагогические условия их преодоления / И.Н. Белянина, И.В. Богомаз // Вестник ТГПУ. – 2014. – №2. – С. 114–116.
Ответ на него мы постараемся найти в следующей подглаве.
Какой бывает обратная связь?В общем и целом, ответ на вопрос «Какой бывает обратная связь?» содержится в знании известных типологий обратной связи. И для того, чтобы разобраться в том, на какие типы можно разделить обратную связь, следует обратиться к вышеупомянутой исследовательской работе Коренева А. А.
Как отмечает исследователь в своей работе, в отечественной педагогике не удается найти типологии обратной связи, а потому стоит обратиться к зарубежным педагогическим исследованиям обратной связи. Так, в западных исследованиях авторы обращаются к разным типам обратной связи, но в то же время, проводя обзор статей по данной тематике и оценивая эффективность разных типов педагогической обратной связи, ученые не дают общую типологию по различным классифицирующим признакам.