Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое пространство ребенка в дошкольном возрасте начинает приобретать семантическую глубину, появляются и проявляются первые обобщения переживаний, обусловленные встречами со скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами предметов, в том числе и своих собственных.
Изучение психологических особенностей формирования нравственного самосознания, овладения самоконтролем зависит от индивидуального своеобразия эмоциональных состояний личности, должна учитывать логику нравственного развития, что и определяет актуальность данной работы.
Дошкольный возраст является переходным периодом от внешнего, формального принятия требований взрослого к их усвоению, превращению в мотивы поведения. Именно тогда наряду с формированием устойчивых свойств психической действительности ребенок осваивает и ее динамические качества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………...7
1.1 Специфика и содержание нравственных норм поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….7
1.2 Возрастные особенности формирования нравственных норм ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………...14
1.3. Педагогические средства формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………….18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….23
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………...24
2.1 Практическая реализация сюжетно-ролевых игр как эффективного педагогического средства формирования нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………24
2.2 Методические рекомендации по применению сюжетно-ролевых игр в старшей группе в процессе формировании нравственных норм поведения дошкольников…………………………………………………………………………..27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМЦИИ…………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМЦИИ
1. Ананьев, Б. Г. Общие вопросы социологической и психологической теории личности / Б. Г. Ананьев // Психология личности. – Самара: 1999. – 73 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва: Академия, 2012. – 144 с.
3. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура / Сибирская психологии сегодня. Сборник научных трудов. – Кемерово: 2002. – 460 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 2008. – 386 с.
5. Бех, И. Д. Воспитание личности: учебно-методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2003. – 160 с.
6. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – Москва: Просвещение, 2013. – 213 с.
7. Бодалев, А. А. К формированию эмоционально-нравственного фонда дошкольника / Л. Г. Романенко. – Москва: Молодой ученый, 2011. – №1. – 28 с.
8. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. – Москва: Знание, 2012. – 64 с.
9. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие / Р. С. Буре. – Москва: Мозаика-синтез, 2011. – 63 с.
10. Гаврилычева, Г. Ф. Дошкольник и его ценности / Г. Ф. Гаврилычева. – Москва: Детский сад, 2011. –18 с.
11. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – Москва: Просвещение, 2012. – 416 с.
12. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1 Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. С. Ежкова. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 91 с.
13. Жучкова, Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет / Г. Н. Жучкова. – Москва: Гном, 2012. – 64 с.
14. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Метод. пособие / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. – Москва: Просвещение, 2010. – 98 с.
15. Карпова, Е. В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / Е. В. Карпова, А. В. Луговская / Ярославский педагогический вестник, 2011. – № 1. – 225с.
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2013. – 382 с.
17. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва: Академия, 2008. – 176 с.
18. Ломбина, Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. // Психолог в детском саду, 2010. – № 2. – 87 с.
19. Малова, В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / В. Малова. – Москва: Владос, 2010. – 360 с.
20. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание, 2012. – № 5. – 37 с.
21. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – Москва: Детство-Пресс, 2010. – 96 с.
22. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. – Москва: Просвещение, 2012. – 479 с.
23. Пидкасистый, П. И. Педагогика / В. И. Журавлев [и др.], под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Академия, 2015. – 632 с.
24. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – Москва: Просвещение, 2013. – 432 с.
25. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях у детей-дошкольников: хрестоматия / Сост. И. В. Маврина. – Москва: МГППУ, 2011. – 536 с.
26. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – Москва: Академия, 2011. – 144 с.
27. Свечение, М. В. Педагогическая психология: учебное пособие. - Москва: Академ- выдал, 2007. - 424 с.
28. Смирнова, Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударёва // Психологическая наука и образование, 2005. – Т. 2. – 86 с.
29. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – 18 с.
30. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Москва: Академия, 2014. – 362 с.
31. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие / Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2014. – 336 с.
32. Ушинский, К. Д. Избранное / К. Д. Ушинский. – Москва: Владос, 2009. – 465 с.
33. Харламов, М. Ф. Педагогика / М. Ф. Харламов. – Москва: Гардарики, 2011. – 519 с.
34. Холмогорова, В. М. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада. – Москва: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
35. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? / Х. Штольц, Р. Рудольф. – Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 195 с.
36. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стер. – Москва: Академия, 2011. – 384 с.
В основе этой нормы поведения позитивное, эмпатическое восприятие и принятие другого, переживание и ценностное, справедливое отношение к нему.
Личность ребенка формируется в процессе постоянных взаимоотношений с другими. В частности, А. Ф. Лазурский считал, что ?индивидуальность человека определяется не только своеобразием ее внутренних психических функций ..., но и не менее ее отношениями с окружающими явлениями? [34, с. 9].
К. Д. Ушинский отмечал, что: ?Только личность может влиять на развитие и определение другой личности, только характером можно формировать характер ... Причины такого нравственн