Психология межличностных отношений
Введение
Возрастающий интерес к проблемам межличностного взаимодействия в различных сферах человеческой деятельности повлек за собой появление многочисленных исследований психологических особенностей взаимоотношений людей в различных сферах жизнедеятельности и профессиональной, в частности.
Межличностные отношения – психологический феномен, касающийся всех сфер человеческого общества – политики, экономики, культуры, быта и т.д. При этом следует отметить, что в украинском языке существует специфика употребления терминов «отношения», «отношения» и «отношения».
Межличностные взаимоотношения – это система межличностных установок, ценностных ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием общей жизнедеятельности людей.
Проблемой исследования общения как межличностного взаимодействия людей занимались такие известные отечественные ученые-психологи, как: Г.М. Андреева, С.Д. Максименко, В.В. Москаленко, М.М. Обозов, Л.Э. Орбан-Лембрик, Е.В.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследование психологии межличностных отношений. 5
1.1 Понятие межличностных отношений. 5
1.2 Этапы развития межличностных отношений 7
1.3 Компоненты межличностных отношений 8
1.4 Виды межличностных отношений 9
Глава 2. Одиночество как психологический феномен 12
2.1 Понятие одиночества 12
2.2 Феномен одиночества 13
Заключение 16
Список литературы 17
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных
заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 376 с.
2. Васянович Г. П. Педагогическая этика: учеб. пособие / Г. П. Васянович. – Москва: «Норма», 2015. – 344 с.
3. Горбатенко А. C. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности / А. С. Горбатенко [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o184_page_28.html.
4. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых
группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов Я. Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2018. – 446 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 302 с.
6. Лепихова Л. А. Межличностные отношения / Л. А. Лепихова // Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. - М.: Рута, 2018. - С. 71-72.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.
8. Межличностные отношения // Краткий психологический словарь / ред.- сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов на-Дону: "Феникс", 2019. - С. 198.
9. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Мясищев // Психология личности. – Т.2. - Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. - С. 197-244.
10. Ничкало Н. Психология для всех и для каждого. Тамара Говорун//Педагогика и психология профессионального образования. - 2019. - № 6. - С. 197-202.
11. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – К.: Лыбидь, 1990. – 191 с.
12. Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский - М. : Издательский центр «Академия», 1995. – 496с.
13. Савчин М.В. Социальная психология: учеб. пос. / Мирослав Савчин. - Дрогобыч: Возрождение, 2020. - 274 с.
Модель группы как эмоционально-психологического образования не позволяет надлежащим образом проанализировать межличностные отношения людей на основе общественно определенных норм, ценностных ориентаций, оценок. В этой связи актуальной становится необходимость выяснить мотивы, руководствуясь которыми личность осуществляет свой эмоциональный (а также деловой) выбор, когда она предпочитает одного члена группы и не принимает других.
По мнению А. Петровского, этот механизм можно обозначить как мотивационное ядро в межличностных отношениях. Экспериментально доказано, что содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может являться показателем того уровня, которого достигла группа в своем развитии как коллектив. На начальных стадиях формирования группы выбор характеризуется непосредственной эмоциональной окраской, а ориентации выбора направлены преимущественно на внешние преимущества партнера – внешнюю привлекательность, манеры, контактность и т.д.