Коррекция нарушений письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня
Введение
В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования. Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей является важнейшей коррекционной задачей, так как речевые нарушения воздействуют на формирование и совершенствование психических функций, становление личности ребенка, подготовки его к обучению в школе и дальнейшему освоению школьной программы, а также социальной адаптации ребенка в целом.
Важно подчеркнуть, что анализ современной ситуации, которая сложилась сейчас в системе воспитания и обучения, показал, что число детей, у которых есть проблемы и нарушения речевого развития, постоянно продолжает расти. Такие школьники образуют ведущую группу риска по школьной неуспеваемости, что ярко заметно в процессе овладения письмом и чтением.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..…………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Формирование навыка письма в онтогенезе …..6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика второклассников с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………… ….8
1.3 Особенности письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня …10
1.4 Теоретический анализ коррекционной работы по устранению нарушений письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня…………… 17
Выводы по 1 главе ...24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции нарушений письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Методика изучения процесса письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………….. …...25
2.2 Состояние процесса письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня ….28
2.3 Организация и содержание логопедической коррекции нарушений письма у второклассника с общим недоразвитием речи III уровня …32
2.4 Анализ результатов логопедической работы по коррекции нарушений письма у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня… …..49
Выводы по 2 главе …53
Заключение… …..55
Список литературы ….58
Приложение …..63
Список литературы
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников.
— М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 106
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств./ Т.В. Божович. – СПб., 2001.
4. Богатырева А. О. Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями // Проблемы современного образования. – 2013. - № 2. – С. 168-175.
5. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв./ Е.Д. Бурина. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
6. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель// Учебно-методическое пособие.
– М.: Астрель, 2005. – 127 с.
7. Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий « Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / В.В. Гладкая.- Мн.: Зорны Верасок, 2011.- 112с.
8. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения / Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие./ О.В. Елецкая – СПб.: Речь, 2006. – 180 с.
10. Елецкая О. В. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1(12). С. - 42.
11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. / Л.Н. Ефименкова– М.: ВЛАДОС, 2006. – 335 с.
12. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/844320/
13. Ивановская О.Г. и др. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие./О.Г. Ивановскя – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
14. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет./О.Б. Иншакова// Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
15. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 171 c.
16. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно- методическое пособие. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
17. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
18. Копрова Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 103-108.
19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003
- 336с.
20. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с.
21. Ладошкина М.Н. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. - № 10. – Том 4. – С. 123-126.
22. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников./Р.И. Лалаева – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. С. 137
24. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. —С. 375–386.
25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
26. Литвинова Г.В. Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный аспект) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. - № 2. – С. 66-71.
27. Логинова Е.А. Состояние лексико-грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая // Логопедия. Научно-методический журнал. – СПб.: Издательский дом
«Образование плюс», 2006. - №4(14). – С. 22-28.
28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. –М.: Владос, 2011. – 548 с.
29. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 191 с.
30. Лысюк О. Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. С. - 77 – 79
31. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 184 с.
32. Манерко Е.И., Черепкова Н.В. Профилактика нарушений письма и чтения у детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/27499.pdf
33. Материалы IV зональной конференции «Инновационное развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://serpumc.ucoz.ru/Almanah/sbornik_iv_regionalnoj_konferencii.pdf / МОУДПО (ПК)С «Учебно-методический центр»- Серпухов: - 2014. – 314с.
34. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед. – 2004. – № 4 – с. 13-25.
35. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью// Логопед. – 2005. – № 3 – с. 4-11.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
37. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / под. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2008. – 140с.
38. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
39. Романовская Т. Ф., Черепкова Н. В. Обучение письменной речи детей с нарушением интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 251–255. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86055.htm.
40. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0317/1-0317-1.shtml
41. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. – 402 с.
42. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 124
43. Терещенко Э.В., Юркевич М.И. Нейропсихологическое исследование речи младших школьников с трудностями в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NII_2013/Psihologia/6_146119.doc.htm
44. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под.ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с: ил.
45. Федотова Л.А., Павловцева О.Н. Комплексная коррекция нарушений речи детей // Логопедия: теория и практика: Сборник материалов
7 Всероссийской научно практической конференции с международным участием / Сост. Н.А. Белая. – Архангельск: Типография №2, 2015. – С.216- 221.
46. Хватцев М. Е. Логопедия. Учебное пособие для ВУЗов. В 2-х книгах. Кн.2. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. –292 с.
47. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения // Культурно-историческая психология. – 2014. –Том 10. –№ 1. –С. 34–42.
48. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0143/2_0143-1.shtml
С.С. Мнухин делает заключение о том, что коррекция нарушений письменной речи наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика является высокоэффективной мерой, которая позволяет предупредить формирование всех этих нарушений [32].
А.В. Ястребова предлагает акцентировать внимание на стимулировании устной речи второклассников, становление речемыслительной деятельности и развитие психологических основ реализации полноценной учебной деятельности. Параллельно идет работа над разными сторонами речевой системы – фонетикой, лексикой, грамматикой. При этом в работу входит ряд этапов, каждый из которых имеет ведущие задачи.
I этап – реализация заполнения проб