Формирование этнической идентичности студентов РГГУ
Введение
Актуальность исследования вызвана увеличением масштаба межкультурного взаимодействия в условиях глобализации и цифровизации современного общества. Глобализация, наряду с тенденцией к формированию универсальной общечеловеческой культуры, включает в последнее время и тенденцию усиления локальных культур - глокализацию. Глокализация акцентирует уникальный опыт отдельных национальных (локальных) культур и их значимость. Этническая идентичность чрезвычайно актуальна сегодня, так как, несмотря на усилия ученых, политиков, государственных и общественных деятелей, межэтнические и межкультурные конфликты периодически вспыхивают в разных странах.
Для их предотвращения в процессе межэтнического общения необходимы осознание собственных стереотипов и предрассудков, развитие умений видения одних и тех же культурных явлений с нескольких перспектив, развитие умения «переживания» того, что испытывает собеседник, уважение к собственной культуре и культуре другого этноса.
Содержание
Введение……………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования этнической идентичности и феномена этнических групп в психологии……5
1.1. Понятие этнической идентичности……………………………5
1.2. Этническая идентичность как основа формирования идентичности студентов…………………………………………………….10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования этнической идентичности……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………27
Приложение 1…………………………………………………………30
Приложение 2…………………………………………………………32
Список использованной литературы
Источники:
Архив Уразалиевой Г.К. (2006-2009)
Литература:
Авво, Б. В., Гутник, И. Ю. Взаимодействие учитель-ученик как фактор самоопределения школьника в информационно-образовательной среде современной школы / Б. В. Авво, И. Ю. Гутник, Ю. С. Матросова и др. - Спб.: 2018. - 223 с.
Бильданова В. Р. Исследование этнической идентичности в поликультурной студенческой среде / В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 141 -145.
Волков С. Ю., Помелова Ю. П. Национальная идентичность как научная категория /С. Ю. Волков, Ю. П.Помелова //Огарев-online. - 2018. - №6 (111). - С. 1-6.
Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: Учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. В. Акимова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 с.
Гончарова, В. А. Глобальная идентичность как онтологический проект межкультурного языкового образования // Успехи гуманитарных наук. - 2021. - с. 141-146.
Жизненное самоопределение в условиях воспитательного пространства школа-вуз: сборник научных статей / ред. И. В. Плаксина. - Владимир: ВлГУ, 2015. - 255 с.
Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно - педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов ВУЗа / Д. В. Иванова, В. В. Константинова // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13. - № 3. - С. 344-351.
Кубанова, Л. В. Реализация государственной национальной политики, национально-культурное самоопределение народов, вопросы этнокультурного образования и межнациональные отношения в Карачаево-Черкесской Республике / Л. В. Кубанова, Е. А. Щербина. - Пятигорск: 2018. - 115 с.
Кулеш, Е. В. Теоретико-тренинговые занятия на этапе адаптации студентов к поликультурной образовательной среде средних и высших учебных заведений «От самоопределения к самоуправлению» / Е. В. Кулеш. - Хабаровск: 2019. - 147 с.
3. В процессе межкультурного обучения не происходит процесс аккультурации и ассимиляции культур (присвоение другой культуры и забвение своей собственной), а происходит процесс рефлексии другой культуры, включение ее в свое культурное поле.
4. Усвоить модель культуры возможно в процессе изучения иностранного языка, так как язык является неотъемлемым компонентом культуры, в котором содержатся, помимо этнических, также фоновые и культурологические знания. При этом необходимо учитывать, чтобы информация была критически осмыслена, проанализирована, оценена и включена в систему своих знаний, ценностей и опыта.
5. Основополагающим признаком этнической идентичности человека является его родной язык, который выступает основой в межкультурном диалоге в современном мультилингвальном обучении. Особое значение родной язык имеет в многонациональном государстве