Управление государственным имуществом в Республике Беларусь и направления его совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
Государственная собственность служит материальной основой выполнения государством своих социально-политических функций, является мощным экономическим инструментом для корректировки действий рыночных структур, поэтому механизм управления государственной собственностью всегда занимал особое место в системе государственного управления.
Отношения собственности являются ключевым звеном в экономической системе государства. Одновременно с развитием частной формы собственности в Республике Беларусь доля государственной собственности в экономике остается весьма значительной, поэтому рациональное распоряжение и управление имуществом являются залогом устойчивого социально-экономического развития государства. По сути, государственная собственность представляет собой рычаг государственного управления. Поэтому от эффективности применяемых методов управления государственной собственностью зависит эффективность всей социально-экономической сферы.
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что дает возможность государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначением (недра, природные ресурсы, недвижимость и т.д.), что определяет необходимость разграничения не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 10
1.1 Государственное имущество как объект управления 10
1.2 Система управления государственной собственностью 17
1.3 Зарубежный опыт управления государственной собственностью 24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1 Структура и организация управления государственной собственностью в Республике Беларусь 32
2.2 Анализ практики управления государственным имуществом в Республике Беларусь 40
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
3.1 Направления совершенствования организации управления государственным имуществом 61
3.2 Повышение эффективности управления государственным имуществом 70
3.3 Предложения по совершенствованию учета государственного имущества 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
Не найдено
Таким образом, германская модель управления государственной собственностью предусматривает последовательное усиление экономических и социальных методов и процедур управления с одновременным упразднением административных. Четкое определение правового поля функционирования государственной собственности, децентрализация управления, гибкость и проработанность используемых экономических и социальных методов и процедур управления способствуют высокой эффективности данной модели [9, с. 47-50]. Как и в описанных выше моделях, на корпоративную собственность в Германии приходится основная доля активов, вместе с тем корпорации Германии во многом отличаются от традиционных. Основную роль в корпорациях играют три универсальных банка, а в некоторых землях страны государственные банки являются основными акционерами. В немецких компаниях акции весьма часто находятся в руках одного акционера, крайне редко количество ключевых акционеров может увеличится до трех. Немецкая модель характеризуется «перекрестным владением акциями – практически все компании страны являются частью огромной сети перекрестного владения акциями». Такое владение акциями укрепляет долгосрочные отношения между компаниями и их взаимозависимости, поэтому для немецкой модели характерны системы взаимосвязанных холдингов. Более половины акций большинства немецких компаний принадлежат страховым компаниям, иным корпорациям и банкам. В Германии сформировано ведомство по управлению государственной собственностью для управления государственным имуществом. Ведомство имеет в Берлине свою центральную резиденцию и 15 филиалов в крупнейших окружных городах. Каждое предприятие подчинено или конкретному филиалу, или центральному органу [7].