Совершенствование внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля города Москвы
Введение
Актуальность исследования. Наличие хорошо работающей системы внутреннего контроля необходимо для более эффективного выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей для достижения высоких результатов и эффективности, особенно в государственном секторе. Благодаря рекомендациям ИНТОСАИ в 1992 году был внедрен внутренний контроль в государственный сектор. Это позволило увидеть множество проблем, возникающих в ходе работы госслужащих, а разработка мер по предотвращению нарушений позволили сократить и снизить эти проблемы. Снижение внутренних проблем помогло увеличить эффективность работы государственного сектора. появилась двусторонняя связь между уровнями государственного финансового контроля, что помогло сформировать целостную систему взаимодействия органами власти друг с другом и с обществом. В настоящее время в казначейской системе происходит постоянное усовершенствование законодательной базы, регулярно вводятся корректировки в Стандарты и регламенты, что имеет ка положительное значение так и отрицательное.
Также кадровая политика, проводимая в Федеральном казначействе имеет ряд проблем, при том что она является одним из важнейших условий повышения эффективности работы Федерального казначейства. Процессы, проходящие при проведении внутреннего контроля и аудита затрагивают интересы государства и для обеспечения необходимой экономической эффективности функционирования Федерального казначейства необходимо постоянное усовершенствование системы внутреннего контроля. Именно поэтому изучение процесса проведения внутреннего контроля в данной работе является актуальным.
Содержание
Введение 3
Глава 1. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА И ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Сущность, содержание и специфика внутреннего финансового контроля 5
1.2 Сущность и особенности ведомственного контроля в сфере закупок 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в органах исполнительной власти города Москвы 20
Глава 2. МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА И ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 24
2.1 Состояние государственных закупок в органах исполнительной власти города Москвы 24
2.2. Анализ контрольной деятельности в сфере государственных закупок 32
2.3. Осуществление внутреннего финансового контроля и аудита на примере Префектуры Восточного административного округа 39
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА И ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 45
3.1. Общие направления развития ведомственного контроля в сфере закупок 45
3.2. Мероприятия по совершенствованию эффективности внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в органах исполнительной власти города Москвы 52
Заключение 59
Список использованных источников 61
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" от 26.07.2019 N 199-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
5. Письмо Минфина России от 17.03.2020 г. N 02-09—07/19928 «Об особенностях осуществления внутреннего государственного финансового контроля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
6. Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
7. Приказ Минфина РФ от 23.07.2020 № 150н О внесении изменений в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 237н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
8. Приказ Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
9. Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
10. Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
11. Приказ Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
12. Приказ Минфина России от 01.06.2021 № 246 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
13. Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 г. N 488-ПП «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
14. Приказ Главного контрольного управления города Москвы от 26.02.2020 № 7 «О внесении изменений в приказ Главного контрольного управления города Москвы от 14 февраля 2019 г. № 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
15. Приказ Главного контрольного управления города Москвы от 5 апреля 2019 г. № 25 «Регламент осуществления ведомственного контроля в сфере закупок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
16. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП «ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕФЕКТУРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
17. Распоряжение префектуры ВАО от 4 марта 2021 г. № 87-В-РП «Об утверждении учетной политики префектуры Восточного административного округа города Москвы и правил организации и ведения бюджетного по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств бюджета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Портал префектуры ВАО города Москвы.
18. Распоряжение префектуры ВАО от 22.04.2020 № 177-В-РП «Порядок осуществления префектурой Восточного административного округа города Москвы учредительского (ведомственного) контроля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Портал префектуры ВАО города Москвы.
19. Распоряжение префектуры ВАО от 29.12.2020 № 693-В-РП «Об утверждении регламента осуществления в префектуре Восточного административного округа города Москвы ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Портал префектуры ВАО города Москвы.
20. Приказ Минфина от 31.12.2016 № 257н «Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» [Электронный ресурс]. – КонсультантПлюс.
21. Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Москвы за 2020 г. [Электронный ресурс]. – Контрольно-счетная палата Москвы.
22. Отчет о результатах контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы за 2020 год [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Мэра Москвы.
23. Отчет о движении денежных средств префектуры Восточного административного округа за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Портал префектуры ВАО города Москвы.
24. Отчет о финансовых результатах префектуры Восточного административного округа за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Портал префектуры ВАО города Москвы.
25. Отчет об исполнении бюджета префектуры Восточного административного округа за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Портал префектуры ВАО города Москвы.
26. Абсолямов Р.Г., Денисова А.А. Принципы финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок//Финансовое право. 2021. № 1. С. 17-21.
27. Бадмаев М.В. Финансовый контроль государственных и муниципальных закупок//Аграрное и земельное право. 2021. № 1 (193). С. 31-33.
28. Быковская Ю.В. Порядок проведения государственного (муниципального) финансового контроля в сфере государственных закупок: теоретический аспект//В сборнике: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник научных статей. 2021. С. 89-95. 0
29. Быковская Ю.В. Совершенствование государственного финансового контроля в сфере государственных закупок//В сборнике: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник научных статей. 2021. С. 82-88.
30. Воробьев И.П., Матвеева Е.Ю. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг как вид внешнего государственного финансового контроля//Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 343-346.
31. Гладчук А.В. Принципы финансового контроля в сфере закупок и их правовое закрепление//Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 4. С. 146-151.
32. Дюдишева Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования финансового контроля в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд//Аграрное и земельное право. 2019. № 6 (174). С. 110-112.
33. Жукова С.В. Проблемы финансового контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд/\В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола со Всероссийским и международным участием. 2020. С. 56-59.
34. Зайчук Г.Е. Развитие системы государственного финансового контроля и аудита//Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 208-210.
35. Капитонова Т.С. Направления совершенствования финансового контроля в сфере государственных закупок//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 5. С. 307-309.
36. Котлярова О.О. Роль государственного финансового контроля в контрактной системе закупок//В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю. В. Анохин. 2019. С. 175-176.
37. Кузнецов А.В., Михайлюк О.В. Проблемы реализации функций государственного финансового контроля//Современные аспекты экономики. 2019. № 12-2 (268). С. 73-78.
38. Лашкова Н.Г., Дроздова А.П. Совершенствование финансового контроля в сфере размещения заказов и механизмов государственных закупок//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4. С. 37-41.
39. Меринов Д.В. Совершенствование государственного финансового контроля за государственными программами города Москвы//Экономика и предпринимательство. 2021. № 6 (131). С. 505-508.
40. Минашкин А.С., Лукьянова М.Н. Методические аспекты государственного финансового контроля в сфере государственных закупок//Вектор экономики. 2021. № 3 (57).
41. Михова А.Г. Государственный финансовый контроль: современное состояние и направления совершенствования//В книге: Школа В.Д. Новодворского. Материалы XIII международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и магистрантов. Под редакцией Л.Г. Глубокова, Д.В. Коханенко. 2019. С. 155-158.
42. Никаева Р.М., Эльгайтарова Н.Т. Основные направления оценки действенности государственного финансового контроля в современных условиях//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 333-336.
43. Павлюкова А.О. Объекты государственного финансового контроля в сфере закупок//Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021. № 6. С. 63-68.
44. Парушина Н.В., Ланская А.В. Мониторинг эффективности управления бюджетными средствами посредством осуществления государственного финансового контроля//В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Сборник научных статей V международной научно-практической конференции. Орел, 2019. С. 167-171.
45. Печников А.О., Волков М.А. Государственный финансовый контроль как понятие//В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы развития. Сборник статей по итогам VI Межрегиональной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников. Отв. редактор Н.С. Семенова. 2019. С. 128-132.
46. Полещук Т.А., Баженова М.О. Государственный финансовый контроль: понятие и анализ основных методов//Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 57-59.
47. Пономаренко Н.Н. Государственный финансовый контроль: принципы организации//Сборник научных работ серии "Финансы, учет, аудит". 2020. № 3 (19). С. 154-165.
48. Попович В.Ю., Прусакова Л.О. Эволюция системы государственного финансового контроля - от метода ревизии до аудита эффективности//В сборнике: ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ЭКОНОМИКА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 125-129.
49. Приходченко О.С., Афанасьева Л.В., Циклаури В., Трусова Н.С. Государственный финансовый контроль//Юго-Западный государственный университет / Курск, 2020.
50. Рабаданова Д.А., Джамалудиновна Д.Д. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики//Экономика и социум. 2019. № 6 (61). С. 736-741.
51. Самолысов П.В., Белова С.Н. Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок//Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 21-29.
52. Саттарова Н.А., Бойко Н.Н. Государственный финансовый контроль в системе обеспечения устойчивости финансовой системы//В сборнике: НАУКА И ПРАКТИКА В РЕШЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. Сборник научных статей по итогам Национальной научно-практической конференции . 2019. С. 206-207.
53. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль. – СПб: Питер, 2020. – 557 с.
54. Суровцева С.В. Аналитика финансового контроля в сфере государственных закупок//Аудиторские ведомости. 2020. № 4. С. 39-42.
55. Таибов А.С. Стандарты государственного финансового контроля и аудита в сфере закупок по противодействию коррупции//В сборнике: Роль налогового планирования и учетно-аналитического обеспечения в безопасности функционирования хозяйствующих субъектов. Сборник статей по итогам VII международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора М.И. Баканова и профессора В.И. Петровой. Москва, 2021. С. 467-472.
56. Уткина К.М. Сущностные характеристики внешнего государственного финансового контроля//Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 1359-1362. 0
57. Федченко Е.А. Трансформация государственного финансового контроля в условиях цифровизации//В книге: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. 2020. С. 280-283.
58. Филина Ф. Н., Внутренний аудит. – М.: Гросс Медиа-2019. – 384 с.
59. Чеснокова Е.Н. Финансовый контроль в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд//В сборнике: Проблемы управления проектами и государственными программами: анализ, контроль, надзор. 2019. С. 187-191.
60. Шепелева Д.В. Актуальные проблемы государственного финансового контроля в современной России//В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор В.Ю. Стромов. 2019. С. 134-139.
61. Шепелева Д.В., Точилин И.А. Особенности функционирования органов государственного финансового контроля//Legal Bulletin. 2021. Т. 6. № 1. С. 42-48.
62. Шешеня Е.С., Алимов С.А. Проблемы методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в РФ//В сборнике: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ. материалы Международного конкурса научных работ бакалавров, магистров и специалистов. Орёл, 2021. С. 241-244.
63. Шишкина М.А. Система финансового контроля в сфере закупок и анализ основных нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок//Вестник науки и образования. 2020. № 15-2 (93). С. 20-25.
64. Шохин С.О. Перспективные направления развития государственного финансового контроля//Финансовое право. 2020. № 4. С. 26-28.
65. Шурыгина П.А. Система правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок//Научный аспект. 2019. Т. 3. № 2. С. 357-362.
66. Якименко Ю.И. Проблемы осуществления государственного финансового контроля//В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CXII международной научно-практической конференции. 2019. С. 74-77.
67. Яруллин Р.Р., Некрасова Я.А. Финансовый контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд//Сибирская финансовая школа. 2020. № 2 (138). С. 22-28.
68. Официального сайта Федерального казначейства: электрон. Путеводитель – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/o-kaznachejstve/missiya-i-tsen
69. Официальный сайт Мэра Москвы – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mos.ru/
70. Единая информационная система в сфере закупок – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 89 ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля, о которых орган ведомственного контроля уведомляет заказчика путем направления уведомления, в котором содержится информация, представленная на рис. 3.
Можно заметить, что ни один орган ведомственного контроля не наделен полномочиями по самостоятельному привлечению заказчиков или их должностных лиц к административной ответственности. Но в ряде случаев, орган ведомственного контроля в случае выявления нарушений, допущенных в ходе закупочной деятельности, может привлечь к дисциплинарной ответственности руководителя проверяемого заказчика.
У ведомственного контроля сам круг отношений, которые контролируются, намного шире, чем, например, в рамках антимонопольного органа. Ведомственный контроль может охватывать не только непосредственно закупочный процесс, но и такие вопросы, как деятельность закупочной комиссии, выполнение требований локальных актов самого заказчика (например, вопросы обоснования НМЦК).