Социальная работа с семьями группы риска по профилактике дезадаптации подростков
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных социально-педагогических проблем современности является углубленное изучение вопроса социально-педагогической профилактики дезадаптации подростков. Данный факт обусловлен актуальностью, социально-педагогической значимостью проблемы дезадаптации подростков, недостаточной теоретической разработанностью аспектов границ нормы и отклонений, наличием конкретных практических потребностей современной социально-культурной и образовательно-воспитательной ситуации и ее несоответствием реальной картине.
Социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, детерминируют изменение привычных устоев и образцов поведения, ценностных ориентиров каждой конкретной личности и социума в целом, которые в значительной степени оказывают воздействие на подрастающее поколение, т.к. именно подростки являются наименее защищенной частью социума. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования отклоняющегося поведения детей, которое имеет многообраз
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА И ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Семья группы риска, как социальный феномен: общая характеристика
1.2 Дезадаптация подростков: основные причины
2 НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Особенности социальной работы с семьями группы риска
2.2 Анализ опыта социальной работы с семьями группы риска по профилактике дезадаптации подростков
2.3 Направления совершенствования мер профилактики дезадаптации подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева О.С. Основы формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 125 с.
Бедулина Г.Ф., Погодина Е.К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: уч.-метод. комплекс. – Минск: БГПУ, 2013. – 216 с
Бедулина Г.Ф., Погодина Е.К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: уч.-метод.комплекс. – Минск: БГПУ, 2013. – 216 с
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
Вертофостова А. Семья "группы риска" как фактор девиантного поведения подростка // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: Материалы V Международной научно-практической конференции, Белгород, 05–06 декабря 2013 года / Под редакцией: М.С. Жирова, О.А. Волковой, В.В. Бахарева, Е.И. Мозговой. – Белгород: Издательский дом "Белгород", 2013. – С. 136.
Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студентов. М. : Владос, 2001. 220 с.
Гребенчук Н. И. Социально-педагогическая работа школы. – М.: АСТ, 2007. – 220 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. выс. и сред. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
Козловская Е. В. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2012. № 9. С. 68–71.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: ЕГУ, 2006. – 283 с
Кочемасова Л.А. Формирование социально-педагогической компетентности социального педагога в работе с семьями группы риска / Л.А. Кочемасова, Л.А. Снатенкова //
Рассмотрим несколько основных проблем социальной адаптации подростка, исходя из работ Т.Г. Визеля:
− индивидуально-психологические особенности подростков чаще всего приводят к проблемам социальной адаптации. Проблемы асоциального поведения в данном критерии в основном связаны с эмоционально-волевой сферой, возникающие в результате неправильного воспитания в семье, то есть нарушение связей между ребенком и родителями;
− яркое выражение некоторых черт характера подростка может повлиять на социальную адаптацию. Проблема асоциального поведения состоит в том, что подросток реагирует на окружающие явления ярко или неадекватно, даже если ситуация является стандартной; − подростковый кризис, а также стремление к взрослости часто вызывают неадекватное поведение подростков. Родители порой неграмотно реагируют на такое поведение подростков, тем самым возникают проблемы социальной адаптации. Зачастую такое поведение родителей идет от психологических проблем, которые имеются