Комплексный анализ конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основные положения о правах и свободах человека и гражданина урегулированы Конституцией РФ, которая оказала свое воздействие на закреплении указанного института в конституциях и уставах субъектов РФ. Для последних она стала правовой базой. Субъекты РФ, закрепляя институт прав и свобод, не слепо повторяли нормы федеральной Конституции, а развивали, дополняли эти нормы, не искажая их смысла. Это обеспечивало единство двух уровней основных законов - Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ, составляющих каркас всего конституционного законодательства России.
Идея достойной жизни лежит в основе построения государств всеобщего благосостояния в нескольких высокоразвитых странах, где эта идея закреплена в конституциях. Именно закрепляя права и свободы человека и гражданина на конституционном уровне, государство делает большой шаг к развитию демократизма.
Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы нашего исследования в ее науч
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 6
1.2. Содержание конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 28
2.1. Актуальные проблемы реализации конституционных гарантий прав и свобод человека гражданина 28
2.2. Перспективы совершенствования конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998) // Российская газета, N 238, 16.12.1998
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831).
5. Конвенция N 111 Международной организации труда Относительно дискриминации в области труда и занятий (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. N 44. Ст. 448
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.11.2011
7. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // Парламентская газета, N 24, 02.02.2002
8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // Парламентская газета, N 99, 01.06.2001.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
К 1920 году бесплатное образование получало 3 млн. человек (41,7%) в возрасте от 8 лет и старше. Для решения проблемы получения высшего образования среди рабочих и крестьян в 1919 г. были учреждены рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов.
Таким образом, к середине 1920-х гг. школа была объявлена единой и трудовой, бесплатной и общедоступной, церковь отделялась от государства и школа от церкви, с мая 1918 г. стало осуществляться совместное обучение мальчиков и девочек. Конституция РСФСР 1925 г. предоставляла полное, всестороннее и бесплатное образование всем трудящимся, а «обеспечение доступа к знанию» ставится в качестве задачи перед государством. В 1930 г. впервые в РСФСР установлена обязательность начального образования, однако не на конституц