Произведения фанатского творчества как разновидность производного произведения
Введение
В сети «Интернет» масштабное распространение приобрело создание фанатами произведений на основе популярных книг, фильмов и иных произведений литературы и искусства. Создание произведений фанатского творчества происходит, как правило, без согласия авторов и иных правообладателей первоначального произведения, в связи с чем возникают сомнения относительно законности фанатской деятельности. Тем самым актуальность избранной темы можно обосновать необходимостью в решении проблем правового режима произведений фанатского творчества, которые связаны с расхождениями между фактически сложившимися отношениями и отсутствием правового регулирования произведений фанатского творчества.
Новизна выбранной темы обусловливается конкретизацией дефиниции понятий производного произведения, произведения фанатского творчества, определением места произведений фанатского творчества в системе объектов права интеллектуальной собственности.
Тема «Произведения фанатского творчества как разновидность производного произведения» еще недостаточно исследована в отечественной науке. Тем не менее отдельные аспекты выбранной темы все же освещены в работах правоведов. К примеру, исследования В. Галчиной, В. В. Гулиной, Б. Е. Семенюта, Ю. В. Басаркиной, Т. С. Смирновой посвящены установлению правовой природы произведений фанатского творчества. В. С. Баранчиковой изучался вопрос, касающийся соотношения произведений фанатского творчества с производными произведениями.
В курсовой работе будет проанализирована как отечественная судебная практика, представленная в виде собрания правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, так и зарубежная судебная практика по вопросам защиты авторских прав на производные произведения.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовой режим производных произведений 5
§ 1. Правовая природа производного произведения 5
§ 2. Переработка как способ использования первоначального произведения 9
Глава 2. Правовое регулирование произведений фанатского творчества 14
§ 1. Правовая сущность произведений фанатского творчества 14
§ 2. Защита прав авторов первоначальных произведений при создании и использовании произведений фанатского творчества 17
§ 3. Защита прав на произведения фанатского творчества 21
Заключение 23
Список использованных источников 25
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 01.04.2022).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230–ФЗ // Российская газета. 2006. № 289.
Судебная практика:
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 537-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хавкина Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 6 и 7 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Документ опубликован не был.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2019. № 96.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Российская газета». 2007. № 95.
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1997 г. № 4894/97 по делу № 54-192 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 5.
5. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 г. № 11АП14825/2021 по делу № А72-7074/2021 // Справочная правовая система «Кодекс».
6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2021 г. № 88-19545/2020 по делу № 8Г-21071/2020 // Справочная правовая система «Кодекс».
Монографии:
1. Витко В. С. Понятие формы произведения в авторском праве. М.: Статут, 2020. 268 с.
2. Ворожевич А. С. Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав. Москва: Статут, 2020. 271 с.
3. Галчина В. Произведения фанатского творчества как вид производного произведения. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 140 с.
Научные статьи:
1. Баранчикова В. С. Соотношение производных произведений с произведениями фанатского творчества // Вестник науки. 2021. № 12 (45). С. 155–161.
2. Басаркина Ю. В. Произведения фанатов как явление правового пространства // Журнал President Law Journal. 2021. № 3. С. 13–22.
3. Братусь Д. В. Идеи в сфере исключительного права: от понятия к оборотоспособности и правовой охране // Проблемы использования объектов авторских и смежных прав в арт-сфере: Сборник материалов «круглого стола». 2017. С. 76–92.
4. Елисеев В. И. Право на переработку произведения по российскому законодательству // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2017. № 1. С. 93–104.
5. Назайкин И. А. Защита авторских прав в российском законодательстве // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 506–508.
Авторефераты:
1. Копылов А. Ю. Персонаж произведения как объект авторских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2021. 28 с.
Электронные ресурсы:
1. Витко В. О признаках понятия «производное произведение» // ИС. Авторское право и смежные права. 2018. № 9 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Витко В. С. О признаках произведения // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 12 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Гулина В. В. К вопросу о правовой природе произведений фанатского творчества. URL: http://conf.omua.ru/content/k-voprosu-o-pravovoy-prirode-proizvedeniy-fanatskogo-tvorchestva (дата обращения: 01.04.2022).
4. Семенюта Б. Е. Фанфики и Косплеи vs. Правообладатели оригиналов: в поисках баланса интересов // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2020 г. № 27. URL: http://ipcmagazine.ru/asp/fan-fiction-andcosplay-vs-original-copyright-holders (дата обращения: 01.04.2022).
5. Шостак И. В. Проблемы систематизации классификации произведений // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 2. URL: https://urfac.ru/?p=3035 (дата обращения: 01.04.2022).
6. Anderson v. Stallone. No. 87-0592 WDK (Gx). April 26, 1989. URL: http://www.kentlaw.edu/faculty/rwarner/classes/legalaspects_ukraine/copyright/cases/anderson_v_stallone.html (дата обращения: 23.04.2022).
7. Gracen v. Bradford Exchange. 1983. URL: http://legalnook.com/brief_details.php?Brief=B08bc37c21fed24f819b84989e221a0eb97dde303 (дата обращения: 23.04.2022).
Фанатские произведения являются объектами авторских прав: они создаются в результате творческой деятельности и имеют объективную форму (обычно размещаются на тематических сайтах) . Следует обратить внимание на то, что фанатское произведение создается именно фанатом первоначального произведения . Под фанатом понимается лицо, позиционирующее себя в качестве поклонника литературного, музыкального и иного произведения . В произведениях фанатского творчества используются охраняемые элементы первоначального произведения . Если лицо позаимствует лишь сюжет чужого произведения и не включит, к примеру, персонажей первоначального произведения, то оно создаст самостоятельное произведение, так как сюжет относится к идее, а идея авторским правом не охраняется. Стоит отметить объективную и субъективную связь произведения фаната с первоначальным произведением . Объективная связь любительского произведения с первоначальным произведением вытекает из самого любительского произведения (из его текста), а субъективная связь проявляется в том, что поклонник признает авторство первоначального произведения и не посягает на него . При создании основанных на уже существующих произведениях работ поклонники, как правило, не преследуют цель получения материальной выгоды за свой труд. В своих произведениях фанатам важно, в частности, отразить собственное видение развития событий первоначального произведения, улучшить у себя писательские, изобразительные, режиссерские, музыкальные навыки.