Особенности восприятия сказок дошкольниками

Цель исследования: теоретически обосновать и исследовать особенности восприятия сказок дошкольниками
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.09.2022
Объем файла
5005 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем [18] и другими было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов [9], рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет основу худо-жественного восприятия. Весомый вклад в решение этой проблемы внесли также работы, А. Д. Кошелевой [22], Е. Трубецкова [13] и другие. Ш. Бюлер [7] специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя – тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты изучения восприятия сказки детьми дошкольного воз-раста……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие восприятия………………………………………………………6
1.2. Особенности восприятия детей дошкольного возраста………………10
1.3 Восприятие сказок детьми дошкольного возраста……………………..17
Эмпирическое исследование особенностей восприятия сказочных героев детьми дошкольного возраста………………………………………………………...28
2.1 Организация и методы исследования……………………………………28
2.2 Результаты исследования…………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….34

 

Список литературы не найден

При создании измененного варианта композиции начало сказочной истории оставалось неизменным, модификации касались ее концовки, а именно: при повторном испытании героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой не спасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.
После прослушивания сказки (неизмененного сюжета) дети одной подгруппы рисовали героев сказки, используя разноцветные карандаши, которые подходили бы по цвету к характеру следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Молочная Речка, Печка, Яблонька. Но при этом подчеркивалось то обстоятельство, что нужно будет выбирать цвет, соответствующий именно характеру сказочного героя, а не внешнему виду или его одежде.