Особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном мире число детей, имеющих интеллектуальные отклонения, возрастает. Проблема умственной отсталости является одной из ключевых, изучением которой занимаются специальная психология, специальная педагогика и клинические дисциплины.
Становлению олигофренопсихологии и решению актуальных проблем в данной области способствовали труды многих отечественных и зарубежных специалистов. Немецкий психиатр Э. Крепелин ввел термин «олигофрения», разработал классификацию степеней умственной отсталости, которая долгое время считалась общепринятой (дебильность, имбецильность, идиотия).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования ………………... 9
1.1. Умственная отсталость: понятие, причины возникновения .……... 9
1.2. Внимание: понятие, развитие в онтогенезе, специфика развития у детей с умственной отсталостью …………………………………… 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени………………………………………………………………… 23
Выводы по первой главе …………………………………………………... 29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей свойств внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени……………………………………………… 30
2.1. Организация, методы и методики исследования ………………...... 30
2.2. Особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени …………….... 40
Выводы по второй главе ………………………………………………….... 56
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени ……………………………………………………………………… 61
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени ………………………………………… 61
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени ……………………...…. 67
Выводы по третьей главе ………………………………………………….. 72
Заключение …………………………………………………………………. 74
Список использованной литературы ……………………………………... 79
Приложения ……………………………………………………………...... 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 521 с.
Артюхова, Т.Ю., Шелкунова, Т.В. Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие [Текст] / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. – 170 с.
Внимание умственно отсталых младших школьников [Электронный ресурс] // Библиофонд. - URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=554885 (дата обращения 18.03.2021).
Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
Дети с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Образование. - URL: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/SiteAssets/DocLib78/Инклюзия_%20май2016/Вебинар%20ООП%20УО.pdf (дата обращения 15.04.2021).
Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Педагогика, 1990. - 56 с.
Зимина, Н.А. Психологический практикум по изучению внимания: методические указания для преподавателей [Текст] / Н.А. Зимина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. – 53 с.
История изучения умственной отсталости [Электронный ресурс] // Поиск лекций. - URL: https://poisk-ru.ru/s20622t11.html (дата обращения 12.04.2021).
Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – Спб.: Питер, 2006. – 944 с.
Костакова, И.В. Основы психологической коррекции: учеб.-метод. пособие [Текст] / И.В. Костакова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. – 80 с.
Костакова, И.В. Психологическая коррекция личности [Текст] / И.В. Костакова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016.
Кузнецова, Л.В., Переслени, Л.И., Солнцева, Л.И. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
Лиепиня, С.В. Сравнительные исследования объема внимания у
Второй этап (экспериментальный) реализовывался в период с марта 2022 г. по апрель 2022 г. и был направлен на ознакомление с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнеза учащихся и подбор диагностического инструментария. С целью уточнения данных о наличии клинического диагноза F70 − «Умственная отсталость легкой степени» был проведен анализ заключений психолого-медико-педагогической комиссии. На данном этапе был организован констатирующий эксперимент с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени.
Третий этап (заключительный) был реализован в период с апреля 2022 г. по май 2022 г