Особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества детей с нарушениями в развитии. Данная тенденция предопределяет необходимость своевременного выявления нарушений в психическом развитии и оказания коррекционно-развивающей помощи, которая может привести к положительной динамике развития мышления.
Изучение свойств мышления ребенка с задержкой психического развития представляет собой большой практический и теоретический интерес. Е.Г. Капитанец и И.С. Хохлова в своих исследованиях доказывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте, при обучении в среднем звене школы в большинстве случаев не усваивает образовательную программу в полной мере.
Мышление, по утверждению А.Г. Маклакова, является сложным психическим процессом, характеризующимся обобщенностью и опосредованностью.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования ………………... 7
1.1. Проблема изучения мышления в психологической литературе ...... 7
1.2. Развитие мышления в онтогенезе ………………………………...… 13
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………… 20
Выводы по первой главе …………………………………………………... 24
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………………………… 26
2.1. Организация, методы и методики исследования ………………...... 26
2.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………………….….... 32
Выводы по второй главе ………………………………………………….... 42
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития …… 46
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………………. 46
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ……...……………………...…. 50
Выводы по третьей главе ………………………………………………….. 55
Заключение …………………………………………………………………. 57
Список использованной литературы ……………………………………... 61
Приложения ……………………………………………………………...... 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.21.
Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотипю / Н.Л. Белопольская. — М.: Когито-центр, 2009
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 1999. – С.68.
Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. − М., 1977.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983 С.6-78.
Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. – 1987.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. − М., 1996.
Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР С Э., 2015 – 135 с.
Дети с задержкой психологического развития. Монография / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.– 1984.– С.122.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное / Т.И. Бабаева и др. — СПб.: Детство — Пресс, 2017. — С.87.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. / Пер. с анг. Никольской Н.М. – М.: Лабиринт, 1999. – 189 с.
Камчутова П.А. Формирование свойств памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Выпускная квалификационная работа. Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2017. 95 с.
Краткий психологический словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М. Г. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. – М., 1964. – Т. 3.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: Нарушение памяти при глубинных поражениях мозга. Москва: Педагогика, 1976. 192 с.
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. −
Г.М. Капустина на основании своих наблюдений, отмечает, что основные мыслительные операции у детей изучаемой категории находятся на стадии недоразвития.
З.И. Калмыкова считает, что у детей с задержкой психического развития к моменту поступления в школу оказываются сформированными элементарные логические операции, но при этом им с трудом дается решение мыслительных задач, особенно сложно для них опосредовать свои действия словесно. Детям с задержкой психического развития тяжело дается решение задач, которые требуют задействовать логическое мышление.
В результате исследования И.Н. Брокане доказал, что у детей в возрасте 6 лет, имеющих задержку психического развития, операции мышления развиты в большей степени на чувственном уровне и менее развиты на вербально-абстрактном уровне. У детей с данными нарушениями не сформирован процесс обобщения.