Особенности самооценки в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка — это отношение человека к себе, оценка своих возможностей, качественных характеристик, понимание своего места среди других людей.
Самооценка относится к центральным образованиям личности. Она регулирует поведение и деятельность личности. Самооценка определяет адаптацию личности к социальной среде. Формирование адекватной и гибкой самооценки в настоящее время является очень актуальной психолого-педагогической задачей.
Самооценка является одним из условий становления личности. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не только как знание самого себя и сумма отдельных характеристик, но и как определенное отношение к себе, которое предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Человек не рождается с сформированной самооценкой. Она появляется при взаимодействии с окружающими, социализации личности. Обще
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста.…………………6
1.2. Понятие самооценки как фактора человеческой личности………...………...9
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте…...………………………………………………………………..……….12
2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………..17
2.1. Общая характеристика исследований самооценки личности…………………………………………………………………………….17
2.2. Методы диагностики самооценки в подростковом возрасте ………............18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Барлас, Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я»/ Т.В.Барлас. М., 1997. 160 с.
2.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности./О.П.Елисеев. СПб, 2000. 554 с.
3.Кон, И.С. Психология старшеклассника./ И.С.Кон. М.,1980. 190с.
4.Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях)/ А.И.Кравченко. М., 2002. 178с.
5.Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя./ В.Н.Куницына. М., 1987. 238с.
6.Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности./ А.И.Липкина, Л.А.Рыбак. М., 1988. 141с.
7.Малиновский, И.Н. Формирование самооценки подростка./ И.Н.Малиновский // Адукацыя i выхаванне. 2004. №11. С 12 – 15.
8.Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога./ Р.В.Овчарова. М., 1993. 256с.
9.Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков/ К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 149 – 156.
10.Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. — Москва : Логос, 2011. — 306 c.
11.Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 399 c.
Она определяет как подросток относится к себе в настоящий момент. В ее основе лежит сопоставление идеальных для подростка норм поведения и с его собственными.
Подростка начинает волновать внешний облик окружающий, насколько это красиво либо не красиво. Такие же переживания касаются собственного тела подростка, удовлетворенность собой во многом зависит от того как он выглядит и это в очень сильно влияет на самооценку.
Можно выделить два компонента в структуре самооценки - когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе, а эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе. В развитии самооценки эти два компонента неразрывно взаимодействуют, ни одни из них не может существовать в чистом виде. Через общение с другими людьми человек получает знания о себе. Затем эти знания неизбежно покрываются эмоциями. Сила и значимость этих эмоций от того