Языковое воплощение понятия доброты в русской лингвокультуре
Введение
В лингвистических исследованиях всегда наблюдался повышенный интерес к изучению языковых явлений, которые позволяют детально исследовать структурные, грамматические и лексические характеристики языка, а также рассмотреть связь языка и культуры. Этапы формирования и развития конкретной лексемы, если она причастна к основным словам языка, демонстрирует изменение системы ценностей культуры. Работа посвящена анализу понятийной составляющей понятия доброта и функционирования явления доброта в русской лингвокультуре, средствам её выражения.
Важность исследования темы «Языковое воплощение понятия доброты в русской лингвокультуре» заключается в том, что понятие доброта обладает яркой семантикой и большой функциональной гибкостью, является базовым понятием лингвокультурных ценностей.
Выбор темы обусловлен теоретическим и практическим значением изучения понятийно-содержательных составляющих различных лексем, выбор слова «доброта» в качестве объекта исследования обусловлен тем, что
Содержание
Введение 2
Глава 1. Понятийно-содержательная составляющая слова «доброта», функционирование слова и его способы выражения в современном русском языке. 5
1.1. Лексико-семантическое поле «доброта» в русском языке 5
1.2. Языковая репрезентация «доброты» и ее эволюция 10
Выводы к первой главе 16
Глава 2. Грамматическая и семантическая категоризация лексики доброты 19
2.1. Статистическое описание лексики доброты в русском языке 19
2.1.1. Существительные, репрезентирующие доброту, в русской языковой культуре 19
2.1.2. Прилагательные, репрезентирующие доброту, в русской языковой культуре 29
2.1.3. Глаголы, репрезентирующие доброту, в русской языковой культуре 35
2.2. Языковое воплощение понятия доброты в текстах художественных произведений (на материале Национального Корпуса Русского Языка) 42
Выводы ко второй главе 48
Заключение 50
Библиографический список 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алефиренко Н. Ф. Парадигмальные проблемы современного языкознания. // Лингвистические парадигмы: традиции и новации: Материалы междунар. симпозиума молодых ученых «Лингвистическая панорама рубежа веков». Волгогравд, 2000. - С. 3-13.
Апресян Ю. Д. Личная сфера говорящего и наивная модель мира // Семиотические аспекты формализации интеллектуальной деятельности. М., 1985. - С. 263-268.
Захаров В.П., Богданова С.Ю. Корпусная лингвистика: учебник для студентов гуманитарных вузов. – Иркутск: ИГЛУ, 2011. – 161 с., с. 8
Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания — 1995 №1. - С. 37-67.
Апресян Ю.Д., От значений к несемантическим свойствам лексем: знание и мнение // Русский язык: пересекая границы. Дубна, 2001. С. 7-18.
Артеменко Н.А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научнопедагогическое обозрение. – 2014. – № 1(3). – С. 53–59.
Артемова Н. В. Особенности полевой структуры лексики современного русского языка : На примере глаголов лишения : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01.- Москва, 2000.- 212 с.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2012.
Бондарко А.В. О взаимодействии языковых уровней в рамках функционально-семантической категории / А.В. Бондарко // Уровни языка и их взаимодействие: Тезисы науч. конференции (4–7 апр. 1967 г.). – Москва, 1967. – С. 185–217.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М., 1997. 411 с. с. 34
Вежбицкая, А. Язык, культура, познание / А. Вежбицкая. М., 1996.-567 с.
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М.В. Всеволодова. – Москва: Изд-во Московского университета, 2000. – 502 с.
Всеволодова М.В. К вопросу о методологии и методах лингвистического анализа (на примере пространственных, временных и причинных отношений)/ М.В. Всеволодова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2005. – № 3. – С. 51–78.
Семантическое поле выступает как способ вычленения системы лексики, отраженной в сознании носителя языка, и рассматривается как компонент языковой картины мира, структуры конкретного языка с учета его культурного и национального своеобразия. Структура семантического поля и значения слова изоморфны: организованы иерархически и по полевому принципу. Семантическое поле как единица высшего порядка лексико-семантической системы языка включает в себя такие единицы низшего порядка, как лексико-семантические группы, антонимы, синонимы и другие парадигмы. Наличие однотипных и повторяющихся сем делает слова в пределах семантического поля связанными между собой определенными оппозициями: привативными и эквиполентными. Учет парадигматических отношений между словами позволяет определить сущности и функции семантических компонентов в структуре значения и выявить особенности организации различных лексических парадигм.