Инженерно-геологические условия проектируемой высокоскоростной железной дороги Москва-Екатеринбург (в пределах республики Татарстан)
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что высокоскоростное движение – это пропуск в будущее экономическое развитие больших территорий с неравномерным распределением материальных производств, природных и трудовых ресурсов. Именно свободное, быстрое и экономически доступное перемещение населения по территории столь протяженной страны, как Российская Федерация, с целью участия в экономической жизни в качестве наемных работников или инвесторов, развивающих бизнес, может явиться одним из важнейших факторов дальнейшего экономического развития многих регионов страны.
Объектом исследования является инженерно-геологические условия проектируемой высокоскоростной железной дороги Москва-Екатеринбург (в пределах Республики Татарстан).
Цель работы – изучение особенностей инженерно-геологических условий необходимых для проектирования высокоскоростной железной дороги Москва-Екатеринбург.
Задачи данной работы:
- изучение краткой история строительства железных дорог в Татарстан
Оглавление
Введение 3
1 Краткая история изучения строительства железных дорог и проектируемой высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Екатеринбург 4
1.1 Методика инженерно-геологических изысканий трасс железных дорог 7
1.2 Основные инженерно-геологические проблемы при проектировании, строительстве и эксплуатации железных дорог, мостов, туннелей и других сооружений железнодорожного транспорта 8
2 Характеристика ВСМ – 2 Москва-Екатеринбург 11
2.1 Основные цели строительства высоко скоростной магистрали Москва-Екатеринбург 11
2.2 Районы предполагаемого строительства магистрали 11
3 АНАЛИЗ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 15
3.1 Физико-географический очерк 15
3.2 Геологические условия 19
3.3 Гидрогеологические условия 28
4. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 33
4.1. Физико-механические свойства грунтов геологических формаций и комплексов 40
4.2. Экзогенные геологические процессы 45
5 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА И РАЙОНИРОВАНИЕ ПО СТЕПЕНИ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ РАЙОНОВ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ 48
Заключение 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Опубликованная литература
1. Атлас Республики Татарстан/Отв. ред. И. Ю. Каменская. - М.: ПКО "Картография", 2005. - 1 атл. (211 с.)
2. Буров Б.В. Геология Татарстана. Стратиграфия и тектоника:- Москва : ГЕОС, 2003. - 401 с.
3. Войтович Е.Д. Тектоника Татарстана/- Казань : Изд-во Каз.ун-та, 2003.-131 с.
4. Государственная геологическая карта российской федерации масштаба 1 : 200 000. Издание второе. Серия средневолжская лист n-39-ii (казань)
5. Дружини М.К. Методические рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям новых железнодорожных линий и реконструкции существующих железных дорог Петербуг -1983. 29 с.
6. Жаркова Н.И. Закономерности формирования инженерно-геологических условий г. Казани : дис.канд. геол.-минерал. наук: Екатеринбург, 2006 197 с.
7. Козлов В.Ю. Основы проектирования железных дорог. Часть 1: Учебное пособие. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016. – 112 с.
8. Копылов И. С. Геоэкология, инженерная геодинамика, геологическая
безопасность. Печеркинские чтения [Электронный ресурс]:
сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 17 ноября 2020 г) Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь,
2021. – 26,5 Мб ; 465 с.
9. Неволин А.П. Инженерная геология. Инженерно-геологические изыскания для строительства : учеб.-метод. Пособие.– Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 85 с.
10. Середин В.В. Математические методы в гидрогеологии и инженерной геологии Пермь: Пермский гос. ун-т, 2011. 120 с
Речная сеть республики представлена 9965 реками общей протяжённостью 21 457 км (густота речной сети 0,32 км/км2), большая часть которых относится к малым рекам и ручьям. Для рек Татарстана характерно смешанное питание с преобладанием снегового (около 60%). Реки относятся к восточно-европейскому типу водного режима, для которого характерно весеннее половодье с резким повышением уровня воды, летне-осенняя межень, прерываемая дождевыми паводками, зимняя межень. Реки замерзают в ноябре, вскрываются в апреле. Главными реками республики являются Волга и её главный приток Кама, а также их притоки Большой Черемшан и Свияга (притоки Волги), Вятка и Ик (притоки Камы) и другие.
На территории РТ имеется более 8500 озер, среди которых выделяются старичные (83 %), карстовые (16 %) и суффозионно–карстовые (1 %). Старичные (или пойменные) озера приурочены к долинам крупных и средних рек (Кама, Белая, Ик). Их площадь достигает 0,5-0,9 км2. Карстовые озера при о