Формирование универсальных учебных действий при обучении географии в старшей школе
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все более актуальным для образовательного процесса актуальным является использование в учебном процессе методов и приемов, формирующих навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимых данных, выдвижения гипотез, вывода и вывода умозаключений. И это означает, что современный ученик должен сформировать универсальные учебные действия, которые позволяют организовать самостоятельную учебную деятельность.
Актуальность проблемы дипломной работы состоит в следующем: в разработке федерального государственного образовательного стандарта одна из методологических основ - компетентностные и системно-деятельностные подходы, приоритетом является развитие общеобразовательных навыков и умений, а также способы действия, уровень которых значительно определяет успешность всех последующих действий.
Одним из главных плодов школьного образования на нынешнем этапе должно быть формирование у учащегося цельной картины мира, понимание отношения его как к себе, так и к другим людям. Так что сегодня очень важно не только дать ребенку как можно больше информации и знаний, но и обеспечить ему рост в общекультурной, личностной и познавательной среде, обеспечить такие важные навыки, как способности к обучению. По существу, это и есть главная задача ФГОС основного общего образования: формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают ученикам умение учиться, а также способность к саморазвитию и совершенствованию себя. Особенно остро стоит проблема комплексного формирования УУД.
Содержание преподавания географии в 10-11 классе в согласно требованиям ФГОС основано на системно-деятельностном подходе в обучении, призванным сделать учение осмысленным, увязывая полученные умения с реальными жизненными целями и ситуациями, обеспечить возможность управления познавательной и учебной деятельностью, возможность сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий у учащихся старшей школы на уроках географии 6
1.1. Универсальные учебные действия в системе ФГОС 6
1.2. Группы результатов, формирующих у учащихся в процессе обучения 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Методика формирования универсальных учебных действий у учащихся старших классов 22
2.1. Модуль методической системы 22
2.2. Комплекс приемов для формирования универсальных учебных действий 26
Выводы по главе 2 37
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий в старшей школе на уроках географии 38
3.1. Констатирующий этап исследования 38
3.2. Формирующий этап исследования 54
3.3. Заключительный этап исследования 57
Выводы по главе 3 65
Заключение 66
Список литературы не найден
Низкий уровень. Соответствует учащимся с небольшой активностью. Дети с таким уровнем не имеют возможности определить этапы работы и выбрать различные способы решения поставленных задач. Ученики низкого уровня не сравнивают способы действий и полученные результаты с задачей. Дети с таким уровнем не стараются, не нуждаются в оценке их действий, не могут как самостоятельно, так и по требованию преподавателя.
Средний уровень. Соответствует учащимся с заинтересованной позицией в принятии познавательных целей, в сохранении и регулировании учебных действий в процессе их выполнения. Ученики с помощью педагога могут анализировать свою индивидуальность познания и составлять планы и последовательности действий, но без помощи других возникают сложности.
Высокий уровень. Соответствует учащимся, умеющим самостоятельно формулировать новые образовательные цели без всякого стимулирования извне, включая новые практические задачи. Учащиеся на этом уровне готовы, не обращая внимания на других, определяют промежуточные задачи, выбирают те или другие действия, определяют рабочие этапы. Ученики могут определить свои возможности, ограничения, устранить ошибки, выявлять неясные и непротиворечивые данные.