Прецедентное имя как элемент культурного фона и его лингводидактический потенциал

Целью исследования является описание возможностей использования прецедентных имен в качестве инструмента для повышения эффективности формирования умения понимать прецедентные имена учащимися старшей школы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
7916 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В современном мире одним из важнейших умений является умение понимать прецедентные феномены, в частности, прецедентные имена в различных текстах и ситуациях общения. Это связано с тем, что успешная коммуникация с представителем как своей культуры, так и чужой, зависит от того, насколько хорошо и глубоко человек понимает ее особенности и ценности ее представителей, и именно прецедентные имена отражают наиболее важные концепты общества и указывают на культурно-ценностные особенности. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения прецедентных имен как национально-культурного элемента коммуникации, а также важностью формирования умения понимать прецедентные имена учащимися старшей школы. Научная новизна исследования связана с тем, что прецедентные имена являются феноменом, недостаточно исследованным с точки зрения его использования в процессе обучения английскому языку в школе с целью формирования у учащихся умения использовать эти имена как источник информации, отражающей ментальность того или иного лингвокультурного сообщества.  В процессе работы была создана система упражнений, направленных на решение этой проблемы.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Прецедентное имя как единица языкового сознания и элемент культурного фона 6

1.1. Прецедентный феномен: его признаки, уровни и виды 6

1.2. Понятие, структура и основные черты прецедентного имени 13

1.3. Принципы классификации прецедентных имен 18

1.4. Фоновые знания как неотъемлемый компонент понимания прецедентных имен 22

1.4.1. Понятие и классификация фоновых знаний 22

1.4.2. Прецедентное имя как символ культурных ценностей нации 25

Выводы по Главе 1 28

Глава 2. Формирование умения понимать прецедентные имена на уроках английского языка в средней школе 30

2.1. Методический потенциал школьного учебника «Английский язык» авторов Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. и др. для 11-х классов школ с углубленным изучением английского языка с точки зрения репрезентации прецедентных имен и развития у учащихся умения понимать их значение 30

2.2. Система упражнений, направленных на повышение эффективности формирования умения понимать прецедентные имена 40

2.3. Апробация системы упражнений в старшей школе и ее результаты 56

Выводы по Главе 2 61

Библиография 65

Приложения 69

Библиография

1. Бубнова И.А., Подрезова И.В. Прецедентное имя в индивидуальном языковом сознании как символ национально-культурных ценностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2017. –  № 1. –  С. 5-13. 

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура.  – М. : Русский язык, 1990. – 246 с.

3. Гаучи О.В. Роль метафоры в дискурсе обучаемого. Дисс. … канд. филол. наук: –  М., 2007. – 203 с.

4. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. – 288 с.

5. Гудков Д.Б., Красных В.В. Русское культурное пространство и межкультурная коммуникация // Научные доклады филологического факультета МГУ. – 1998. – № 2. –  С. 124-133.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.

7. Косиченко Е.В. Прецедентные имена как средство выражения субъективной оценки: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 2006. – 28 с.

8. Красных В.В.. Гудков Д.Б., Захаренко И.В и др. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1997. – № 3. – С. 62-85.

9. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? – М., 1998. – 352 с.

10. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. – М., 2002. – 284 с.

11. Леваева Л.В. Процесс перехода имен собственных в имена нарицательные // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – № 4. – С. 133-136.

12. Мифтахова М.М. Явление прецедентности как языковой феномен // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 99-103.

13. Молокоедова А.И. Прецедентное имя как символ фоновых знаний в культуре Франции // Наука в мегаполисе. Исследования молодых ученых. – 2020. – № 1 (17). – С. 20-23. 

14. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации: монография. – Екатеринбург, 2007 – 207 с.

15. Одинцова Ю.В. , Рипачева Е.А. Фоновые знания как компонент содержания лингвострановедческого аспекта обучения // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2013. – № 2. – С. 228-232. 

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М., ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.

17. Петрова Е.В. Сущностные характеристики прецедентных феноменов: от шаблонности до многоаспектности // Вестник Удмуртского университета. – 2020. – № 3. – С. 417-420.

18. Привалова И.В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации): Монография. – М., 2005. – 472 с.

19. Попадинец Р.В. Прецедентное имя в сознании носителя русского языка: опыт психолингвистического исследования. – К., 2010. – 127 с.

20. Попова К.А., Столярова И.Н. Прецедентное имя «Шерлок Холмс» в российской и британской культурах // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 11. – С. 41-47.

21. Рыжкина Е.В. Прецедентность имени в английской фразеологии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 20 (680). – С. 112-123.

22. Сергеева Г.Г. Прецедентные имена и понимание их в молодежной среде (школьники 10-11 класса): автореф. дис. … канд. фил. наук. – М., 2005. – 25 с.

23. Смыкунова Н.В. Прецедентные феномены в речевом общении русской языковой личности и процессе обучения русскому языку как иностранному. – М., 2003 – 228 c.

24. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. – 1995. – №6. – С. 13-30. 

25. Терещенко А.В. Прецедентные имена в современном русском и английском языках: статус, семантика, особенности функционирования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 11 (176). – С. 76-84.

26. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения // Иностранные языки в школе. – 1980. – № 4. – с. 84–87.

27. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 4. – С. 22–24.

28. Ужова О.А. Теория культурной грамотности – американский вариант лингвострановедения // Вестник Ивановского государственного университета. – 2017. – № 3 (10). – 2017. – С. 25-30.

29. Флейшер Е.А. Основы прецедентности имени собственного. Дисс. … канд. филолог. наук. – Л., 2014. – 164 с.

30. Хазагеров Т.П., Ширина Л.С. Общая риторика : Курс лекций : Слов. ритор. приемов : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология». – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 316 с.

31. Чащин В.А. Фоновые знания и лексика с национально-культурной семантикой // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 1 (2). – с. 393-398.

32. Hirsch E. D., Kett J. F., Trefil J. The New Dictionary of Cultural Literacy. What Every American Needs to Know. – Boston – New York: Houghton Muffin Company, 2002. – 669 p.

В ходе работы был проведен методический анализ школьного учебника «Английский язык» авторов Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. и др. для 11-х классов школ с углубленным изучением английского языка с точки зрения репрезентации прецедентных имен и развития у учащихся умения понимать их значение. Данный учебник используется для обучения школьников 11-х классов в школах с углубленным изучением языка, лицеях и гимназиях. Учебник состоит из 4 тематических модулей – «Sounds of music», «Town and its architecture», «Wonders of the world», «Man as the greater wonder of the world». Как видно из названий модулей, структура учебника охватывает такие сферы жизни человека как история, культура, искусство и путешествия. Следовательно, лексика учебника разнообразная и в целом учебник способствует развитию всех речевых навыков учащихся – чтения, говорения, аудирования и письма.  Целью анализа данного учебника было выяснить, как в нем представлены прецедентные имена и каким образом учащиеся учатся их использовать в своей речи. Необходимо было выяснить, используются ли прецедентные имена интенсионально или экстенсионально и хватает ли приведенных в учебнике упражнений для полноценного понимания значений прецедентных имен.