Формирование зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами нетрадиционных техник рисования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи занимает особое место в системе их подготовки к школьному обучению. С каждым годом количество детей с таким диагнозом увеличивается. Речевая недостаточность дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) накладывает отпечаток на развитие движений, требующих точности – это обусловлено особенностями тонкой моторики.
В научных работах ряда отечественных исследователей (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Т.С. Комарова, А.Н. Корнев) отмечается, что научение письму является достаточно сложным этапом для начинающих учиться в школе. При этом развитие графомоторных навыков зависит от уровня сформированности мелких движений пальцев, кистей рук, внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений и зрительно–моторной координации.
У дошкольников с ОНР долго не появляется интерес к изобразительной
деятельности, так как нарушены тонкие, дифференцированные движения пальцев, что сказывается на овладении техникой рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, способствует повышению интереса к продуктивной деятельности, развитию изобразительных умений, а значит и развитию мелкой моторики, так как это неутомительное, динамическое занятие, требующее точности движений, но не ограничивающее пальцы ребенка фиксированным положением. Зрительно-моторная координация является сложной когнитивной способностью, особенно важной для развития дошкольника и его последующего обучения в школе. С этих позиций проблема нашего исследования является актуальной на социальном уровне.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………....... 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами нетрадиционных техник рисования …………………………………………....................................... 8
1.1 Зрительно-моторная координация и ее формирование в онтогенезе... 8
1.2 Особенности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи................................................ 12
1.3 Содержание логопедической работы по формированию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник рисования…………………………………………………………………….. 17
Глава 2 Экспериментальное исследование зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами нетрадиционных техник рисования ………................................................................................................................ 24
2.1 Организация и методы исследования …………………………………. 24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………... 29
2.3 Реализация логопедических занятий по формированию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник рисования…………………………………………………………………….. 32
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента……………………... 35
Заключение…………………………………………………………………. 40
Список литературы………………………………………………………... 42
Приложение…………………………………………………………………. 47
- Приложение А Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)……………………... 47
- Приложение Б Перспективный план работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………….. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксенова, М. В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. В. Аксенова. – Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 62–65.
- Безруких, М. М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
- Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Просвещение, 2012. – 349 с.
- Волкова, Л.С. Логопедия: Метод. наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. – М.: Владос, 2013. – 309 с.
- Волковская, Т.Н. Логопсихология: теория и практика / Т.Н. Волковская. И.Ю. Левченко. – М.: ООО НКЦ, 2018. – 272 с.
- Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 256 с.
- Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи / А.П. Воронова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб.: Образование, 2017. – 21 с.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2013. – 656 с.
- Гирилюк, Т.Н. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Т.Н. Гирилюк // Альманах научно- исследовательских работ студентов и молодых ученых / О.Р. Ворошина, Ю.М. Хохрякова. – Пермь, 2016. – 231 с.
- Градова, Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / Градова Галина Николаевна. – СПб., 2014. – 233 с.
- Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / И.Н. Гуткин. – М.: Академический Проект, 2012. – 184 с.
- Давыдова, Г.Д. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2018. – 67 с.
- Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – М.: Сфера, 2012. – 73 с.
- Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 384 с.
- Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2019. – 12 с.
- Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Литур, 2015. – 320 с.
- Жукова, Н. С. Первая после букваря книга для чтения / Н.С. Жукова. – М.: Экомо, 2011. – 41 с.
- Кайл, Р. Тайны психики ребенка / Р. Кайл. – М.: Олма – Пресс, 2013. – 416 с.
- Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г. А. Каше. – М.: ЁЁ Медиа, 2012. – 53 с.
- Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2014. – 143 с.
- Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2011. – 286 с.
- Котюрова, Ж.И. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии / Ж.И. Котюрова // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития материалы международной научно-практической конференции: сб. статей – Вологда: Маркер, 2017. – С. 52-54.
- Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. – СПб.: Союз, 2012. – 160 с.
- Левина, Р.Е., Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. – М.: Специальная школа, 2012. – 122 с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 426 с.
- Лукасевич, Е.В. Состояние графомоторных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Лукасевич // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. – М.: Наука, 2016. – 92 с.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Академия, 2016. – 207 с.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 2017 с.
- Ляпидевский, С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики / С.С. Ляпидевский. – М.: Владос, 2012. – 154 с.
- Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи: дисс. канд. пед. наук: 13.00.03 / Малиованова Елена Львовна. – М.: 2015. – 26 с.
- Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей / А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2007. – 54 с.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 528 с.
- Павлов, И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И.П. Павлов. – М.: Либроком, 2017. – 82 с.
- Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л.Г. Парамонова. – М.: Союз, 2012. – 241 с.
- Правдина, О.В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефект. фак-тов пед. ин-тов. / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
- Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 240 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.
- Рудакова, Н.П. Общее недоразвитие речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Н.П. Рудакова. – №1. – 2016. – С. 83-95.
- Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Н.В. Серебрякова, Л. В. Лопатина. – М.: Союз, 2015. – 197 с.
- Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. – СПб.: Команда А, 2014. – 160 с.
- Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2015. – 160 с.
- Теплова, И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1(1). – С. 47-52.
- Токарева, О.А. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы / О.А. Токарева, А.В. Перепелкина. – М.: Учитель, 2020. – 132 с.
- Утробина, К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет / К.К. Утробина. – М.: Гном и Д, 2020. – 74 с.
- Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных упражнений на эффективность формирования графических навыков / О.С. Филиппова. – СПб.: Детство Пресс, 2014. – 85 с.
- Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.
- Филичева, Т.Б. Развиваем речь и мышление дошкольника. Программно-методические указания и вариативные конспекты / Т.В. Туманова, А.В. Соболева – М.: В. Секачев, 2018. – 43 с.
- Фомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. Проблемы речи и психолингвистики / Л.В. Фомина. – М.: МГПИИЯ. 2013. – 63 с.
- Хватцев, М.Е. Логопедия: учебник для педагогических институтов / М. Е. Хватцев. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 272 с.
- Чиркина, Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014. – 138 с.
- Човгун, С.В. Учет психолого-педагогических особенностей детей с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом / С.В. Човгун. – Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 146-150.
- Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2017. – 214 с.
Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Таким образом, задания методики, подобранной нами для обследования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, соответствовали возрасту детей. Содержание заданий было доступным и интересным для детей.