Централизованные и децентрализованные организации: определение, сравнительные преимущества и недостатки
Введение
Тема данной работы сформулирована исходя из реальной практиче-ской потребности. Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения – дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.
Если норма управляемости становится слишком высокой, то должны быть введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными.
Децентрализованные организации– это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Здесь управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.
Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или же в сравнении с собой же, но в другие периоды.
В идею децентрализованных структур заложена мысль, что людям изна-чально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами.
При выполнении данной работы примерно в равных долях были ис-пользованы источники, включающие в себя классическую литературу
по менеджменту, современные направления в практике менеджмента и соб-ственные предположения и выводы по данной теме.
Цель работы – изучить проблемы централизации и децентрализации при по-строении структур управления.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы централизованных и децентрализованных организаций 5
1.1 Концепция и суть централизации и децентрализации 6
1.2 Виды централизованных и децентрализованных фирм 7
1.3 Преимущества и недостатки централизованных и децентрализованных фирм 9
1.4 Показатели, используемые для оценки степени централизации и децентра-лизации 12
1.5 Оптимальный уровень централизации и децентрализации управления 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Список использованной литературы
1. Амирханова Лилия Рифовна, Бикметов Евгений Юрьевич, Голиков Сергей Владимирович СТАРТАПЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ // Kant. 2020. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/startapy-kak-sredstvo-povysheniya-adaptivnosti-byurokraticheskoy-struktury-upravleniya-korporatsiey
2. Кротова М.В. ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО И РАСПРЕДЕЛЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ) // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. №15-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadacha-obespecheniya-tsentralizovannogo-i-raspredelennogo-upravleniya-v-rossiyskih-vertikalno-integrirovannyh-kompaniyah-na
3. Волков, О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. Серия: Высшее образование / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - Москва: Машиностроение, 2022. - 280 c.
4. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 455 c.
5. Крейчман, Феликс Эффективное управление предприятием на ос-нове демократизации собственности / Феликс Крейчман. - М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2022. - 488 c.
6. Фостер, Р. Созидательное разрушение. Почему компании, "построенные навечно", показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность / Р. Фостер, С. Каплан. - М.: Альпина Паблишер, 2022. - 378 c.
7. Шишин, С. В. Предпринимательство в условиях глобализации. Проблемы и риски / С.В. Шишин. - М.: Олма-пресс, 2022. - 352 c.
В условиях значительного усложнения производственных и информаци-онных процессов, увеличения количества и степени экономической самостоя-тельности субъектов, входящих в организацию, их территориальной разбросанности, быстрых изменений конъюнктуры, геометрического роста количества принимаемых решений возникла реальная необходимость децентрализации управленческого процесса. Это позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать решения, в том числе с участием непосредственных исполнителей; во-вторых, более определенно отражать объективную ситуацию в этих решениях; в-третьих, отказываться от подробных инструкций центра, тем самым снижая его перегрузку второстепенными проблемами и уменьшая информационные потоки
Однако децентрализация управления сопровождается рядом негативных последствий, которые необходимо учитывать на практике. Прежде всего, из-за изолированности процесса принятия решений и его концентрации на нижних уровнях структуры управления, интересы других подразделений и организации в целом часто плохо учитываются или игнорируются, что часто приводит к тактическим, мелким и неэффективным решениям. Из-за отсутствия общих правил и процедур разработки и принятия решений «встряхивание» занимает много времени и не всегда бывает успешным. Наконец, децентрализация может привести к сепаратизму, что крайне пагубно сказывается на организации