Негативные последствия цифровизации общества и их последствия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что современный мир вступил в новую фазу информационной эпохи, связанную с тотальной цифровизацией всех сторон социальной жизни. Цифровая среда сегодня проникает как в повседневные практики, так и в область профессиональной деятельности, не только кардинально меняя их формы, но и перестраивая сознание людей. Стремительное развитие цифровых технологий активизирует интерес ученых к проблемам трансформации социальной реальности, появления новой цифровой культуры, изменения жизненного мира человека, преимуществам и рискам виртуализации социума и т. п.
Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Цифровизация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. И эта концепция широко внедряется во всех без исключения странах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА………………………..5
1.1. Понятие, сущность и особенности цифровизации общества………….5
1.2. Основные отрицательные последствия цифровизации общества….10
1.3. Негативные последствия цифровизации общества для школьников……………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗНАКОМСТВА УЧАЩИХСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………….21
2.1. Опыт педагогов по ознакомлению школьников с негативными последствиями цифровизации общества……………………………………21
2.2. Разработка классного часа по теме «Негативные последствия цифровизации общества»……………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айбазова М.Ю., Карасова А.А. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31252. Дата обращения: 23.03.2022.
2. Вяткина В. Цифровизация образования: честный взгляд учителя. Как изменится зрение, моторика и мышление подростка, который учится в цифровой среде. - 02.09.2019. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://postupi.online/journal/lyudi-i-mnenia/cifrovizaciya-obrazovaniya-chestnyj-vzglyad-uchitelya/. Дата обращения: 23.03.2022.
3. Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий // Вестник Московского государственного областного ун-та. Философские науки. - 2020. - №3. - С. 63-69.
4. Елькина Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - 2018. - Вып. 2. - С. 195-203.
5. Ермак О. Как цифровизация влияет на наших детей. Смогут ли люди будущего дружить и любить по-настоящему. - 29.06.2020. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://mel.fm/blog/olga-yermak1/74605-kak-tsifrovizatsiya-vliyayet-na-nashikh-detey. Дата обращения: 23.03.2022.
6. Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. - 2020. - №5. - С. 200-205.
7. Игнатьев В.И. Информационная перегрузка социальной системы и её социальные последствия // Социологические исследования. - 2017. - №7. - С. 3–11.
8. Коломеец Т.В. Homo digitalis (человек цифровой) // Национальные приоритеты России. - 2019. - №2 (33). - С. 70-74.
9. Короткова С.В. Классный час на тему «Польза и вред социальных сетей». - 17.11.2014. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://infourok.ru/klassnyy_chas_na_temu-124508.htm. Дата обращ
2. Второе следствие проблемы информационно-коммуникативной перегрузки - рост хаоса в индивидуальных картинах мира, распад знакомых образов и себя, и общества, и природной реальности [26, с. 34].
Коммуникативный аспект. Цифровые сервисы обеспечивают пользователей новыми способами взаимодействия и общения, в т. ч. с жителями других городов. Создаются условия для формирования кругов общения по сферам интересов, а не по признаку места проживания. Меняется качество социальных связей. В информационно и коммуникационно насыщенном обществе особенно интенсивно создаются новые смыслы. Они производятся и потребляются без ограничения, теряя при этом само свойство быть смыслами (т. е. утверждениями, направленными на что-то и для чего-то)