Отношение к учебе студентов-психологов в разных режимах обучения, вызванных пандемией covid-19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В результате сложившихся эпидемиологических условий, произошли глобальные изменения большинства сфер жизнедеятельности, среди которых особую трансформацию претерпела сфера образования, в ходе которой возросла роль дистанционного обучения, что повлекло за собой ускоренное включение студенческой молодежи в сферу цифровых технологий. Исходя из этого, особую актуальность получили вопросы, связанные с адаптацией студентов к новым условия, а также появилась необходимость оценки эффективности обучения в дистанционном формате.
В связи с пандемией COVID-19, онлайн-обучение приобрело особую актуальность. Специфика такого обучения заключается в том, что наряду с традиционным приобретением профессиональных знаний и умений повышается доля самообразования среди студентов. В таких условиях эффективность и успешность обучения определяется наличием таких важных качеств, как ответственность, дисциплинированность, стрессоустойчивость, рефлексия и др. Всему этому
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Дистанционное обучение и его особенности
2 Феномен отношения студентов к учебе в ВУЗе
3 Влияние дистанционного обучения, вызванного COVID-19, на отношение студентов к учебе
4 Личностные особенности студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.03.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b53 01ab79c23f0055ca4/.
2. Александрова О.М., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Переход на дистанционное образование в школе. Управленческие решения // Современные тенденции развития системы образования: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020. С. 52–55.
3. Алексеев В.М., Ильченко С.В. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9-1. С. 168-171.
4. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018. 105 с.
5. Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 6–8.
6. Артеменков М.Н., Сухова Е.Е. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект // Региональные исследования. 2020. № 2 (68). С. 111 – 120.
7 Ахметшин А.А. Понятие жизнеспособности учреждений дополнительного профессионального образования: обзор и определение // Креативная экономика. 2018. Т.12. № 3. С. 315-328.
8. Бибрих Р. Р., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2017. № 2. С. 20–30.
9. Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление. 2018. № 4.
10. Бызова В.М., Ловягина А.Е., Перикова Е.И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 2. С. 25-42.
11. Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константино
тики, относящиеся к феномену увлеченности учебой, такие как поглощенность новыми знаниями, энергичность и энтузиазм
Таким образом, студенческая вовлеченность представляет собой многосоставное понятие, основанное на психическом и физическом вкладе сил, энергии и времени в образовательный процесс.
Далее рассмотрим подходы зарубежных ученых и авторов к определению понятий «увлеченность учебой» и «студенческая вовлеченность».
По мнению зарубежного ученого Р. Паскарелла, развитие студентов в ВУЗе следует рассматривать с двух сторон - с теории и модели развития и модели влияния ВУЗа [35].
Так, первая теория направлена на измерение индивидуального и когнитивного развития студентов, а вторая напротив ориентирована на влиянии среды и надиндивидуальных характерных чертах студента.
Следующий зарубежный автор В.Тинто рассматривает «отчисления студентов как комплекс двух составляющих: исходя из тех систем, в которых интегрируются студенты» [31].
Американский исследователь В. Ти