Особенности детско-родительских отношений в зависимости от уровня культурной конгруэнтности у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы семьи и семейных отношений всегда вызывали интерес исследователей. Интерес к вопросам воспитания детей, формирования личности ребенка, его психического благополучия не угасал. Ни для кого не секрет, что семья важна и незаменима в этих аспектах. Даже выдающийся французский философ и педагог Ж. Ж. Руссо отмечал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Это означает, что влияние родителей на ребенка накладывает на него неизгладимый отпечаток.
Анализ работ современных исследователей (В. М. Миниярова, Г. Г. Филиппова, В. М. Целуйко и др.) свидетельствует о том, что семья начинает терять свои традиционные функции и становится "психологическим" убежищем для ребенка, своеобразным институтом эмоциональных контактов.
Именно семья становится первым местом социализации ребенка, где он приобретает свои первые социально значимые характеристики поведения и мышления, которые в будущем помогут в о
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Социальная ситуация развития младших школьников и особенности психологии детско-родительских отношений 6
1.2. Культурная конгруэнтность как показатель личностной характеристики школьника в условиях социализации 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА КУЛЬТУРНУЮ КОНГРУЭНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Результаты исследования культурной конгруэнтности 15
2.2. Результаты исследования влияния стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность младших школьников 18
Заключение 22
Список используемой литературы 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т. Г. Авдеева // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 97-99.
Аргентова Л.В. Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психологопедагогическое сопровождение / Л.В. Аргентова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2017. – 144 с.
Баянова Л. Ф. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников / Л. Ф. Баянова, Е. А. Цивильская // Научный педагогический и психологический журнал «Образование и саморазвитие». Казанский (Приволжский) федеральный университет. - 2014. - № 3 (41). - С. 73-78.
Бочанцева Л.И. Психология семьи и семейного воспитания Family psychology and family educaJon: учебно-методическое пособие: / Л.И. Бочанцева. – М. Библио-Глобус, 2017. – 274 с.
Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. — М.: Юрайт, 2020. — 308 с.
Галасюк И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». EvaluaJon of Child-parent InteracJon (ecpi-2. 0) : практическое пособие / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения / Т. И. Зимукова, А. Ю. Буянова, А. В. Купцова [и др.]. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 91-94.
Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. – 2017.- №1. – С. 135.
Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для вузов / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 20
сирует такую стандартную ситуацию, которая точно предполагает два возможных способа поведения: во-первых, поведение в интересах индивида, или поведение прямое, естественное, животное, естественное, побуждаемое его естественными импульсами и желаниями, эгоцентрическое поведение; и, во-вторых, поведение ограниченное, трансформированное, построенное в интересах общества, или культурное поведение" (Веракса Н. Е., 2000; с. 90). И чем больше ребенок способен преодолеть естественный эгоцентризм, подчиняя свое поведение культурным стандартам, тем более конгруэнтным культуре он оказывается в социальном взаимодействии. Культурная конгруэнтность является показателем степени соответствия ребенка нормативной ситуации и определяется через оценку ребенка взрослым, что также понятно с точки зрения культурно-исторической теории Л. С. Выготского [15, С. 122–125].
Основными субъектами взаимодействия в нормативной ситуации являются ребенок и взрослый, поэтому именно взрослый передает правила ребенку, к