Проблемы детей в тяжелой жизненной ситуации
Введение
В связи с увеличением в современном обществе числа семей, находящихся в кризисном, опасном социально-экономическом положении, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации». На данный момент проблема психологической безопасности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, чрезвычайно актуальна. Она обусловлена, в первую очередь, значительным ростом негативных явлений в таких значимых для развития ребенка сферах, как семья, образование, досуг, здоровье.
В последнее время все больше внимания уделяется изучению социальной и психологической среды ребенка. Теоретических подходов к определению ситуации и ее видов достаточно много, как у российских, так и у западных исследователей. Изучением жизненных ситуаций занимались психологи: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Филиппов, С.В. Ковалев, Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Р.А. Ахмеров, Л.И. Анцыферова и др.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психология детского возраста 4
1.1 Возрастные периодизации 4
1.2 Психологические особенности детского возраста 6
1.3 Понятие социализации детей 10
Глава 2. Психология социальной помощи 13
2.1 Понятие тяжелой жизненной ситуации 13
2.2 Принципы работы с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 14
2.3 Проблемы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию 21
Заключение 25
Список литературы 26
Список литературы
1. Конвенция о правах ребенка от 20.11.89.
2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.2000.
1. Конституция РФ от 02.12.93.
2. Семейный кодекс РФ.
3. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124 – ФЗ от 24.07.1998
4. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения» № 195 – ФЗ от 10.12.1995
5. ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». № 120-ФЗ от 24.06.99
6. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М.,2010.
7. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия Меньшикова Е.С. (Психологический журнал том 14 № 6 1993)
8. Назарова И.Б. Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет // Социально-демографическая ситуация / Под ред. Н.М. Римашевской. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2012. – С. 208.
9. Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - N 1. - С. 24.
10. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981г
11. Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. – N 6. - С. 4.
12. Психологический тренинг для детей из трудных семей. Лубовский Д.В. (журнал "Детский практический психолог" июль 1995)
13. Фирсов М.В. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2007. – С. 128.
Первичная социализация в социологии - это принятие и усвоение набора норм и ценностей, установленных в процессе социализации. Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу всей будущей социализации. Первичная социализация происходит, когда ребенок усваивает отношения, ценности и действия, соответствующие людям как представителям определенной культуры. В основном на него влияют ближайшие родственники и друзья. Например, если ребенок видел, как его или ее мать выражала дискриминационное мнение о группе меньшинств, тогда этот ребенок может считать такое поведение приемлемым и продолжать придерживаться этого мнения о группах меньшинств.
Вторичная социализация относится к процессу обучения тому, что является подходящим поведением в качестве члена меньшей группы в более широком обществе. В основном это поведенческие паттерны, подкрепляемые социализирующими агентами общества. Вторичная социализация происходит вне дома.